Пандемия коронавируса и обвал нефтяных котировок, приведших к падению рубля, по-прежнему остаются главными факторами, влияющими на расстановку кремлевских сил, а, следовательно, и внешнего и внутреннего курсов развития (или деградации?) страны. И трансформации, инициированные этими факторами, намечаются весьма серьезные. Впрочем, не без участия Семьи, наращивающей свое влияние. Но — обо всем по порядку.
Начнем с первого — с инфекции, которая постепенно перекидывается на Россию. И здесь, если брать влияние на политику, главный вопрос звучит так: что с голосованием по поправкам в Конституцию? По прогнозам вирусологов, коронавирус уже «забронировал» апрель под себя, так что, по всей видимости, плебисцит переносится на 12 июня, на День России (есть предположение, что вообще на осень, на Единый день голосования, но эта версия кажется малоубедительной из-за слишком уж длительного промежутка времени, который может «обнулить» весь тот — и без того не пылающий — народный «энтузиазм» касательного этого дела).
На перенос, в частности, указывает директива ЦИК, спущенная, по информации «Коммерсанта», регионам, о приостановке печати и публикации агитационных материалов о предстоящем плебисците.
Выходит, что новая Конституция как бы застывает в воздухе, привнося элемент политической неопределенности: с одной стороны, «партия Госсовета» на фоне ослабления позиций «партии Совбеза» получает время и возможности для маневра, с другой — последняя может попытаться активизироваться и продавить поправки без всякого голосования: «гуляющая» по стране зараза, понятно, не располагает к массовым шествиям на избирательные участки, тем более, что народ и так «поддержит» — это ясно без всякого голосования, только по настроениям граждан, которые Кремль улавливает, как антенна — радиоволны.
На что, собственно, намекнула глава ЦИК Элла Памфилова, пропевшая дифирамбы «политической воле» президента: «Принят уже этот закон, приняты поправки, уже сам по себе этот процесс легитимен. И только можно отнестись с большим уважением к тому, что президент на этом не остановился, и его политическая воля и желание — услышать в данном случае не предусмотренное действующей Конституцией мнение народа. Дополнительно, [это] ключевая фраза! Он на это пошел, это достойно большого уважения».
Достойно, достойно, многоуважаемая Элла Александровна, с этим никто и не спорит, поэтому то, что пройдет «силовой» сценарий — касательно вступления в силу новых поправок — весьма сомнительно, поскольку будет означать полную делегитимизацию президентского слова, которое Владимир Путин должен будет держать, что бы ни случилось.
Но это не единственная головная боль «партии Совбеза»: тут еще и Сергей Собянин продолжает укреплять позиции в роли спасителя Россия от коронавируса, существенно выталкивая с этой повестки и Дмитрия Медведева, курирующего этот вопрос по линии Совбеза, и премьера Михаила Мишустина, на которого свалилось столько, что, как говорится, и врагу не пожелаешь.
«Кремль теперь уже крайне скептически относится к Мишустину, некоторые даже говорят, что не исключена его замена. Среди кандидатов на смену снова называют Собянина, Кудрина, Орешкина и нескольких губернаторов», — сообщает авторитетный «Незыгарь», отдельно среди кандидатов выделяя столичного градоначальника: «За последние две недели московский мэр нашел поддержку у большинства региональных лидеров. „Это будущий премьер“, — сказал один из губернаторов».
Причем Собянин действует в связке с Семьей: «Несколько политтехнологов считают, что „Система готовится к перезагрузке. Сейчас лидерами процесса является Собянин и Семья. Остальные кланы утратили инициативу. Президент пытается нарастить значимость Ротенбергов“. Конфликт Собянина-Ротенбергов и Кириенко-Ковальчуков важен в понимании усиления влияния Семьи. Юмашевы с Собяниным активизируют конфликт с целью стать главными бенефициарами. „У нас кризис. Он абсолютно системный. И это кризис разрешится после президентских выборов в США“, — говорит политолог, близкий к Кремлю», — пишет «Незыгарь». Отсюда явно следует, что Собянин работает на перспективу, надеясь в «партии Госсовета» заменить собой Мишустина, на которого, кстати говоря, будто бы совершенно случайно возобновилась информационная атака.
Так, на днях «Открытые медиа» со ссылкой на швейцарское издание Tages Anzeiger написали о том, что зять премьера Александр Удодов является фигурантом уголовного дела, возбужденного прокуратурой немецкого города Кобленц еще в далеком 2013 году. Речь идет об отмывании сомнительных денег. При этом издание напоминает, что в конце 2000-х Удодова в том же самом подозревали и в Швейцарии. Не самая лучшая реклама для Мишустина, пожалуй, даже похуже «медведевской уточки». Особенно, на фоне пандемии, обесценивания рубля и увеличения бедности.
Тем не менее, не соглашусь с «Назыгарем»: в Кремле сколько угодно могут рассматривать отставку Мишустина, но в ближайшее время ее точно не будет. Президент никогда не принимает таких решений под давлением ситуации. Если отставка нынешнего премьера и планируется, то она будет перенесена на более поздний срок — либо под 2024 год, либо под досрочные выборы президента, если Владимир Путин, согласно прогнозам некоторых политологов, уйдет из политики в ближайшие год-два.
В пользу повышения влияния «партии Госсовета» говорит и еще одно обстоятельство: перспектива разрешения торговой войны между Россией и Саудовской Аравией, которое обозначили США.
Если сначала Вашингтон, по информации WSJ, подумывал наказать главного «обрушителя» нефтяных цен в лице России новыми санкциями (неизвестно, правда, какими, но, судя по всему, если вспомнить историю с «Северным потоком-2», более чем ощутимыми), то теперь, как пишет Bloomberg, американцы планируют восстановить ОПЕК+, фактически присоединившись к соглашению: «Теоретически Техас может сократить добычу на десять процентов, и если Саудовская Аравия готова сократить добычу на десять процентов по сравнению с допандемическим уровнем, а Россия готова сделать то же самое, это вернет рынок к докризисному уровню (и лишь к некоторому переизбытку нефти)», — заявил Райан Ситтон, один из руководителей «Техасской железнодорожной комиссии», которая, несмотря на вводящее в заблуждение название, держит на контроле добычу нефти в самом плодовитом (сугубо в этом смысле) регионе Америки.
По сути, американцы очертили два возможных сценария — плохой и хороший. Ясно, что для России наиболее благоприятен второй, однако вопрос: что США затребуют за урегулирование (а только вмешательство третьей стороны даст возможность купировать репутационные потери как одной, так и другой стороне) конфликта? По версии т-к «Образ будущего» (в целом согласующейся с теорией политолога Станислава Белковского о «пакте Трампа-Макрона-Путина), это — досрочная отставка Путина как «условие принятия конституционной реформы». Говоря другими словами, США набросали перед Россией два сценария: поворот к Западу без Путина либо блокада с последним. И, по всей видимости, придется выбирать первый вариант, который подразумевает перезагрузку Системы, что, в свою очередь, означает поражение силового блока в «кремлевской междоусобице». И не под этот ли сценарий Семья вступила в союз с Собяниным. И… с Дмитрием Медведевым?
Да, сейчас Дмитрий Анатольевич представляет силовой блок, но не надо забывать, что во время своего президентства он ясно продемонстрировал, что ориентирован на западный путь развития. И там, в Европе и США, он продолжает ассоциироваться именно с этим курсом. Что говорит о том, что его кандидатура не будет воспринята в штыки «вашингтонским обкомом». И в этом плане коалиция с Семьей выглядит более чем логичной: «Попытки возвращения политической субъектности Д. Медведеву будут носить еще более интенсивный характер: как по линии ЕР, где у него создается аппарат (по сути — оперативный штаб), так и по линии поддержки со стороны „Семьи“. Не исключается организация мероприятий в пользу Д. Медведева в „Ельцин-центре“, направленных на реабилитацию самого экс-премьера и его президентского периода в 2008—2012 годах», — пишет т-к «Кремлевская прачка».
Более того, если гипотетически предположить, что Медведева готовят на новый срок, то его «членство» в «партии Совбеза» станет дополнительным плюсиком, потому что тогда экс-премьер приобретает статус консенсусной фигуры. А для «партии Совбеза» на фоне ослабления позиций не останется иной перспективы, как пойти на этот шаг: Сечин степенно растрачивает свой аппаратный вес на фоне нефтяного провала, тем самым ослабляя и всю свою «партию», которая в сложившейся ситуации лишена перспективы. Переформатирование России в Северную Корею вряд ли рассматривается в качестве рабочего варианта даже силовиками. А трансформировать Россию по китайскому образцу (все шло именно к этому: закон о суверенном интернете, закон о СМИ-иноагентах с последующим его распространением на гражданских лиц и так далее) в условиях мирового экономического кризиса и санкций — на это элементарно не хватит ресурсов и запаса прочности самой системы.
Таким образом, перед «партией Госсовета» открываются весьма радужные горизонты, хоть о полновесной и быстрой победе речи не идет. Надо полагать, что перезапуск системы все же будет осуществлен в ближайшие год-два с конечной переориентировкой на Запад. Причем будет выстроена любопытная система сдержек-противовесов: «партии Госсовета» будет противопоставлен Собянин в виде премьера и президент Медведев в качестве представителя силового блока, чтоб оному было не так обидно. А рамки новой Конституции не дадут грезящему различными новациями новому президенту (вспомним его «блестящую» идею о переходе на четырехдневную рабочую неделю!) «расплескать путинское наследие».
В общем, все стороны более-менее будут удовлетворены, включая Семью, которая вернет себе основные рычаги влияния, выступая в роли необходимой сцепки не только между враждующими «кремлевскими башнями», но и между Россией и США с Западом.
Это — исходя из сегодняшней ситуации, которая, впрочем, в наше непростое время может поменяться в один день.
Последние новости по теме — коронавирус:
Немцы знали о коронавирусе 7 лет назад: За три года пандемии умрет 7,5 млн человек
Коронавирус-2020: Кризис посадит россиян на мизерные зарплаты