Фонд «Общественное мнение» провел опрос, в котором определил рейтинг доверия президента и премьера. Как оказалось, Дмитрию Медведеву доверяют сейчас 53% граждан, а Владимиру Путину — 61%.
Эти цифры на 7% и 6% ниже результатов, которые имели Медведев и Путин 23 мая — 60% и 66% соответственно. В целом за этот год, по сравнению с январем, рейтинг доверия к Медведеву упал на 9%, к Путину — на 8%. У президента аналогичный рейтинг был в период кризиса — в первом квартале 2009 года. У Путина уровень доверия населения так низко не опускался и в кризис.
Чем вызвано такое «опускание» рейтингов властного тандема, рассуждают наши эксперты.
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:
— Рейтинг властного тандема не мог не упасть по простой причине: кризис продолжается. Заявляения президента, премьера и ряда высоких правительственных чиновников о том, что кризис пройден, и в России идет экономический ренессанс, идут вразрез с действительностью. И с тем, что сейчас происходит на Западе, в зоне евро, и с тем, что происходит на Востоке — например, в виде огромных пузырей в сфере недвижимости в Китае. По сути, мировая экономика замерла в ожидании очередной волны кризиса. На этом фоне довольно позитивные высказывания премьера и президента сыграли с ними злую шутку. Они, конечно, хотят успокоить население, с другой — люди перестают им верить. Именно с этим связано падение рейтинга.
У тандема, на мой взгляд, есть еще и проблема неисполненных решений. В последнее время было сделано довольно много заявок — например, о реформе МВД. О ней Рашид Нургалиев должен был отчитаться к 1 апреля. Но на дворе середина июня, и никакого конкретного плана реформы просто нет. Оказалось, отчет тихо отложен аж до 1 декабря 2010 года.
Население понимает, что если сказано — это еще не значит, что будет сделано. Поэтому возникает определенное недоверие, в том числе к заверениям премьера, что социальные строки бюджета не будут урезаться. Все это подогревает недоверие населения к верховной власти.
Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра «Панорама»:
— Надо посмотреть еще ближайшие один-два опроса. Может быть, это разовый всплеск, или даже ошибка в измерении. Если падение будет продолжаться, или, по крайней мере, не поднимется до прежнего значения, можно говорить о тенденции.
Вообще, удивительно не то, что рейтинг падает. Удивительно, что он не падал так долго. В стране нет никаких улучшений, есть только ухудшения, а народ доверяет правительству. Даже сейчас, если верить рейтингу, властному тандему верят 60% граждан…
Идея, что рейтинг искусствено опустили, чтобы потом искусственно поднять, не кажется мне правдоподобной. Все-таки ФОМ не фальсифицирует ответы.
Станислав Белкеовский, президент Института национаьной стратегии:
— Надо понимать, что рейтинг в российских условиях не отражает отношения населения к реальной политике властей. Так было всегда. Именно поэтому был рейтинговый парадокс Путина, когда рейтинг самого президента Путина был очень высок, а большинство его реформ были непопулярны — начиная от реформы ЖКХ, и кончая монетизацией льгот.
Рейтинг в российских условиях — это, фактически, показатель восприятия легитимности власти народом. Насколько он считает власть безальтернативной, и абсолютно легитимной. При этом сама легитимность власти достигается путем постоянного воспроизводства определенного властного ритуала.
Рейтинг упал потому, что давно не происходило никаких ярких, заметных и убедительных событий, связанных с российскими руководителями. Кроме того, в стране резко раширилось поле критики власти — не в последнюю очередь, думаю, благодаря Дмитрию Медведеву, и некоторым сигналам, которые он послал. Ясно, что постоянная критика Медведева — пусть не Путина лично, но властной машины, — ослабляет представление народа о легитимности высшего политического руководства. Это снижение легитимности в народных слоях и дало соответствующее падение рейтинга.
Дело могут поправить любые яркие шаги, которые бы вернули предствление народа об абсолютной легитимности Кремля. Кроме того, прикладного политического значения рейтинг в России не имеет. Поскольку кандидатуры на высшие государственные посты определяются независимо от уровня их публичной поддержки, а сама публичная поддержка гарантируется в предвыборный момерт политическими технологиями, не имеющими отношения к демократии. Поэтому я бы вообще не переоценивал эти рейтинговые игры.
Евгений Минченко, политолог:
— В принципе, колебания с 66% до 61% у Путина — это нормально. Особенно если помнить, что статистическая погрешность в таких рейтингах — около 3%. Надо смотреть тенденцию. Если будет устойчивое падение, на протяжении нескольких месяцев — тогда, да, надо хвататься за голову. Честно говоря, сейчас особого повода для переживаний я не вижу.
Что могло повлиять на рейтинги? Авария в Кемеровской области? Конечно, событие страшное, но происходят такие аварии регулярно, и Медведев с Путиными тут особенно не при чем. В экономической, социальной сферах я пока тоже не вижу серьезных обвалов. Думаю, надо посмотреть рейтинги на более длинном временном треке. Пока, мне кажется, все эти разговоры спекулятивные.
Что такое падение до 60%, если вдуматься? Это очень сомнительное падение. Грубо говоря, и тот, и другой имеют возможность выиграть президентские выборы в первом туре.