«Газпром» перекрыл Белоруссии газ. Промышленный гигант сделал это по личному указанию президента РФ Дмитрия Медведева. По его словам, Лукашенко предлагал рассчитаться за газ «натурпродуктом», но Медведев отказался.
Более того, Медведев напомнил белорусскому союзнику, что рассчитываться тому придется в иностранной валюте. А 21 июня «Газпром» в 9 утра резко — на 85% - ограничил объем поставок газа в Белоруссию. Медведев объяснил: «Газпром» ничем не может принимать оплату за долг — ни пирогами, ни маслом, ни сыром, ни другими средствами платежей". Алексей Миллер напомнил в беседе с Медведевым, что «Белоруссия признает долг за газ, но предлагает оплату произвести машинами, оборудованием и разными другими товарами».
Виноватым перед белорусским народом Медведев себя не считает: «Газпром» должен действовать в соответствии с договорами и исходя «из нашего понимания партнерских отношений и тех проблем, которые существуют. Необходимо отстаивать интересы российских потребителей и в конечном итоге российского государства». И вот с утра газ начали перекрывать. «Закончился отведенный срок — пять дней, который был дан белорусской стороне… Задолженность не погашена. С 10 утра московского времени 21 июня 2010 года вводится режим ограничения поставки российского газа в Республику Беларусь на 15% от объемов плановой посуточной поставки газа с постепенным выходом на уровень ограничения до 85% пропорционально задолженности», — сказал Миллер. Речь идет, напомним, о 192 млн долларов.
«Белтрансгаз» тоже занял непримиримую позицию. «На сегодняшний день имеется задолженность „Газпрома“ за транзит, она подтверждается реальными документами и непонятно, почему руководство „Газпрома“ не знает об этой ситуации. Их службы не докладывают, а руководство „Газпрома“ вводит в заблуждение президента России», — поспешил заявить представитель «Белтрансгаза». «Наша позиция заключается в том, что предпринятое ограничение поставок газа в Беларусь является незаконным и необоснованным, оно ничем не задокументировано», — добавил он.
В настоящее время в Москве находится белорусская делегация во главе с заместителем министра экономики Анатолием Филоновым, которая рассчитывает договориться с «Газпромом» об условиях наценки «Белтрансгаза» при реализации импортированного газа на внутреннем рынке.
О том, что Белоруссия не заплатит, можно было догадаться еще на выходных: местное телевидение выпускало сериями гневные репортажи в адрес «Газпрома». А правительственные «эксперты» говорили, что эта компания все делает, исходя из двух соображений: «пилить бабло» и «все по приколу». Меж тем, объективный взгляд на вещи, дает ясное понимание, что ни Миллер, ни Медведев «прикалываться» не намерены.
Что на самом деле происходит в белорусско-российских отношениях, корреспонденту «СП» рассказал руководитель белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.
«СП»: — Неужели 192 млн долларов стоили того, чтобы так сильно ругаться? «Газпром» не мог потерпеть?
— Когда я выступал в Бундестаге, то немцы точно дали мне понять, что такое для Западной Европы «Газпром» — это политический инструмент, который Кремль всегда использует в личных интересах. И использует весьма и весьма умело. То, что сейчас происходит, — следствие желания Кремля окончательно загнать Лукашенко в угол, не дать ему никакой возможности отыграться.
«СП»: — А зачем это необходимо Кремлю?
— Он сейчас проводит политику по выводу Лукашенко из политической орбиты. Он стал невыносим для Москвы, и настало время сводить счеты.
«СП»: — И как будет ситуация развиваться дальше?
— А дальше будет планомерное поступательное развязывание торговой войны против Белоруссии и ее режима: в случае с нефтью Лукашенко уже лишили хорошего источника дохода, а сейчас будут лишать и всех остальных. В конечном итоге Кремль может попросту не признать результаты президентских выборов, назвав их фальсифицированными.
«СП»: — Но почему тогда Белоруссия тоже идет на эскалацию конфликта? 192 млн долларов в рамках государствах — не та сумма, которую в стране нельзя было бы найти.
— Да, действительно, газ же населению и предприятиям продали, и они рассчитались за него. Где деньги? Мне кажется, все дело в боязни отдельных чиновников. Они не получили от Лукашенко четкой инструкции провести транш, и не сделали этого, т.к. их руководитель бывает крайне суров. Кто знает: вдруг после этого он придет и скажет: «Куда вы дели эти деньги? Кто дал вам право рассчитываться?» И все. Вот такая боязнь за кресла.
«СП»: — Ждут ли Минск и Москву новые торговые войны?
— Скорее всего, да. Теперь Россия будет стараться все больше и больше закрывать свой рынок от белорусских товаров. Но тут есть серьезная опасность: Лукашенко может здесь выступить как защитник суверенитета, как борец за независимость Белоруссии, которую хотят скупить «российские олигархи» во главе с Абрамовичем, а всю нацию — сделать рабами. Собственно, такие нотки уже прослеживаются. Лукашенко рассказывает, как белорусы гнили в окопах в борьбе против фашистов с русскими, а те, как сейчас выясняется, стали предателями. На этих нотках он может сыграть, и это будет эффективно.