18+
среда, 18 октября
Политика

Геннадий Гудков: Власти готовятся к чему-то, и пытаются заткнуть рот неугодным

Правительство РФ решило засекретить борьбу с терроризмом под предлогом повышения ее эффективности

  
10

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, расширяющий перечень сведений, составляющих гостайну, и включающий в него информацию о том, как защищаются важные инфраструктурные объекты от террористических атак.

Поправки предложено внести в статью 5 закона «О государственной тайне». К сведениям, составляющим гостайну, предлагается отнести «сведения в области экономики, науки и техники о защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических и диверсионных актов».

Также определяется перечень сведений, которые защищаются при противодействии терроризму. Это сведения о финансировании деятельности по противодействию терроризму, о средствах, источниках, методах, планах и результатах такой деятельности, сведения о формах, методах и условиях организации и планирования террористической деятельности, о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической (экстремистской) деятельности.

Что конкретно хочет засекретить правительство, рассуждает заместитель председателя Комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков.

«СП»: — Геннадий Владимирович, поправки предлагают засекретить деятельность террористов? Мы должны делать тайну из того, что делают тайной преступники?

— Мне сложно сказать — на комитете в Госдуме мы эти поправки пока не обсуждали. Дискуссия еще впереди, и мы зададим вопросы: чего хотят власти, почему в законопроекте используются такие нечеткие, мягко говоря, формулировки.

Я понимаю, надо засекречивать оперативно-разыскную деятельность, что агентуру нужно зашифровывать. Но почему в законе о гостайне не разделяется оперативно-разыскная и антитеррористическая деятельность? И что это такое — антитеррористическая деятельность?!

К примеру, мы провели совещание и решили проинструктировать персонал о том, что будем выявлять оставленные предметы, следить, чтобы в подвалы никто не заходил. Это антитеррористическая деятельность? Наверное, да. Она секретная? Нет, ничего в ней секретного я не вижу. Я понимаю, если идет заседание Национального антитеррористического комитета, и там оглашают какие-то оперативные данные — да, это надо засекречивать, вопросов нет. Но если идет заседание у губернатора, на котором собрались хозяйственники, силовики, работников ЖКХ, и речь идет об обеспечении безопасности акведуков, теплотрасс и прочего, — это что, секрет?

«СП»: — А вводимый секрет насчет «форм, методов и условий организации и планирования террористической деятельности» — это камешек явно в огород СМИ? Пресса ведь любит уже после теракта вскрывать подробности передвижений боевиков по стране со своей тонной гексогена, взятками на дорогах и деньгами за прописку на съемных квартирах. Теперь все это будет одной большой гостайной?

— Формулировка настораживающая. Это террористы должны строже соблюдать свои секреты, или журналисты должны заткнуть рот? Ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в комментариях к нему этот момент не расшифровывается.

«СП»: — В поправках говорится о критически важных и потенциально опасных объектах. Что конкретно имеется в виду?

— Этот момент тоже не поясняется. Пока, получается, под такие объекты можно подвести что угодно. Например, палатку с пивом — возле нее народ скапливается, особенно на каком-нибудь Курском вокзале: сколько бомжей с утра толчется вокруг этой палатки. По идее, да, палатку можно отнести к потенциально-опасным объектам. И что ее теперь, надо засекретить?!

К сожалению, вопросов сейчас больше, чем ответов. Не отрицая идеи в целом, я не очень понимаю: то ли мы разучились писать юридически грамотные документы, то ли во всем этом есть второй смысл, который мы потом поймем.

«СП»: — А каким может быть этот второй смысл?

— В нынешнем виде поправки говорят, что любой объект можно отнести к потенциально опасным. Поэтому привлекать к ответственности за нарушение гостайны станет возможным очень широкий круг лиц. Тем более, гостайна определяется министерствами и ведомствами, по большому счету, бесконтрольно. Проверить эти министерства никто не может.

Могут возразить — это общепринятая мировая практика. Однако в той же мировой практике существуют механизмы контроля за работой с гостайной, а нас в России ничего подобного нет. Поэтому политики и возникают вопросы: а как мы будем антитеррористическую работу контролировать?

«СП»: — А сейчас этот контроль есть?

— Скажу так: у меня телефон несколько раз ставили на прослушку, за мной вели наружное наблюдение. Все это происходит из-за отсутствия контроля.

«СП»: — То есть, поправки, по сути, являются универсальным рычагом давления на граждан?

— Давайте отложим выводы до рассмотрения поправок в комитете по безопасности. На мой взгляд, формулировки очень расплывчатые, и уже одно это дает повод для сомнений и беспокойства.

Гостайна в советское время была ключевым объектом права, по которому выносилось наибольшее количество официальных предупреждений. Предостережений по антисоветской деятельности тогда выносилось десяток в год, а по гостайне — тысячи. Не повторится ли эта ситуация в случае принятия поправок? Идет нагнетание ситуации, возникает впечатление, что власть к чему-то готовится.

«СП»: — К чему? К выборам 2011−2012 годов?

— Хорошо, если бы только к избирательной кампании. А может быть, еще к какой-то иной кампании…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»

С принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» и Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» значительно расширен круг субъектов антитеррористической деятельности, созданы условия для более широкого привлечения к противодействию терроризму институтов гражданского общества.

Статьей 2 указанного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации определена конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников.

В то же время подходы к засекречиванию информации в этой сфере ориентируются преимущественно на деятельность спецслужб и правоохранительных органов, что часто приводит к необоснованному засекречиванию материалов, сужению диапазона их практического использования и влечет за собой ослабление антитеррористической защищенности государства.

При этом анализ материалов, поступающих из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, свидетельствует о частом завышении грифа секретности, что создает определенные препятствия для последующего использования таких материалов.

Во многом данная ситуация объясняется тем, что в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, вопросы противодействия терроризму до настоящего времени не нашли должного отражения.

Более того, практика деятельности в области противодействия терроризму показывает необходимость установления единых критериев присвоения грифов секретности соответствующим документам в федеральных органах исполнительной власти и иных организациях, осуществляющих деятельность в данной сфере.

Проведенная с привлечением специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти оценка состояния дел в данной сфере показала необходимость законодательного закрепления перечня сведений, составляющих государственную тайну, в области противодействия терроризму.

В этих целях разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», дополняющий соответствующие пункты перечня сведений, составляющих государственную тайну, содержащегося в статье 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», сведениями, составляющими государственную тайну в области противодействия терроризму.

Основная цель указанного проекта федерального закона законодательное закрепление категорий сведений об антитеррористической и о противодиверсионной защищенности критически важных объектов промышленности, транспорта, энергетики, связи, науки, агропромышленного комплекса, объектов и систем жизнеобеспечения населения, функционирования инфраструктуры городов и транспортных систем, а также уточнение сведений в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности и противодействия терроризму о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах такой деятельности.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня