18+
пятница, 9 декабря
Политика

Геннадий Гудков: Власти готовятся к чему-то, и пытаются заткнуть рот неугодным

Правительство РФ решило засекретить борьбу с терроризмом под предлогом повышения ее эффективности

  
7

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, расширяющий перечень сведений, составляющих гостайну, и включающий в него информацию о том, как защищаются важные инфраструктурные объекты от террористических атак.

Поправки предложено внести в статью 5 закона «О государственной тайне». К сведениям, составляющим гостайну, предлагается отнести «сведения в области экономики, науки и техники о защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических и диверсионных актов».

Также определяется перечень сведений, которые защищаются при противодействии терроризму. Это сведения о финансировании деятельности по противодействию терроризму, о средствах, источниках, методах, планах и результатах такой деятельности, сведения о формах, методах и условиях организации и планирования террористической деятельности, о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической (экстремистской) деятельности.

Что конкретно хочет засекретить правительство, рассуждает заместитель председателя Комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков.

«СП»: — Геннадий Владимирович, поправки предлагают засекретить деятельность террористов? Мы должны делать тайну из того, что делают тайной преступники?

— Мне сложно сказать — на комитете в Госдуме мы эти поправки пока не обсуждали. Дискуссия еще впереди, и мы зададим вопросы: чего хотят власти, почему в законопроекте используются такие нечеткие, мягко говоря, формулировки.

Я понимаю, надо засекречивать оперативно-разыскную деятельность, что агентуру нужно зашифровывать. Но почему в законе о гостайне не разделяется оперативно-разыскная и антитеррористическая деятельность? И что это такое — антитеррористическая деятельность?!

К примеру, мы провели совещание и решили проинструктировать персонал о том, что будем выявлять оставленные предметы, следить, чтобы в подвалы никто не заходил. Это антитеррористическая деятельность? Наверное, да. Она секретная? Нет, ничего в ней секретного я не вижу. Я понимаю, если идет заседание Национального антитеррористического комитета, и там оглашают какие-то оперативные данные — да, это надо засекречивать, вопросов нет. Но если идет заседание у губернатора, на котором собрались хозяйственники, силовики, работников ЖКХ, и речь идет об обеспечении безопасности акведуков, теплотрасс и прочего, — это что, секрет?

«СП»: — А вводимый секрет насчет «форм, методов и условий организации и планирования террористической деятельности» — это камешек явно в огород СМИ? Пресса ведь любит уже после теракта вскрывать подробности передвижений боевиков по стране со своей тонной гексогена, взятками на дорогах и деньгами за прописку на съемных квартирах. Теперь все это будет одной большой гостайной?

— Формулировка настораживающая. Это террористы должны строже соблюдать свои секреты, или журналисты должны заткнуть рот? Ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в комментариях к нему этот момент не расшифровывается.

«СП»: — В поправках говорится о критически важных и потенциально опасных объектах. Что конкретно имеется в виду?

— Этот момент тоже не поясняется. Пока, получается, под такие объекты можно подвести что угодно. Например, палатку с пивом — возле нее народ скапливается, особенно на каком-нибудь Курском вокзале: сколько бомжей с утра толчется вокруг этой палатки. По идее, да, палатку можно отнести к потенциально-опасным объектам. И что ее теперь, надо засекретить?!

К сожалению, вопросов сейчас больше, чем ответов. Не отрицая идеи в целом, я не очень понимаю: то ли мы разучились писать юридически грамотные документы, то ли во всем этом есть второй смысл, который мы потом поймем.

«СП»: — А каким может быть этот второй смысл?

— В нынешнем виде поправки говорят, что любой объект можно отнести к потенциально опасным. Поэтому привлекать к ответственности за нарушение гостайны станет возможным очень широкий круг лиц. Тем более, гостайна определяется министерствами и ведомствами, по большому счету, бесконтрольно. Проверить эти министерства никто не может.

Могут возразить — это общепринятая мировая практика. Однако в той же мировой практике существуют механизмы контроля за работой с гостайной, а нас в России ничего подобного нет. Поэтому политики и возникают вопросы: а как мы будем антитеррористическую работу контролировать?

«СП»: — А сейчас этот контроль есть?

— Скажу так: у меня телефон несколько раз ставили на прослушку, за мной вели наружное наблюдение. Все это происходит из-за отсутствия контроля.

«СП»: — То есть, поправки, по сути, являются универсальным рычагом давления на граждан?

— Давайте отложим выводы до рассмотрения поправок в комитете по безопасности. На мой взгляд, формулировки очень расплывчатые, и уже одно это дает повод для сомнений и беспокойства.

Гостайна в советское время была ключевым объектом права, по которому выносилось наибольшее количество официальных предупреждений. Предостережений по антисоветской деятельности тогда выносилось десяток в год, а по гостайне — тысячи. Не повторится ли эта ситуация в случае принятия поправок? Идет нагнетание ситуации, возникает впечатление, что власть к чему-то готовится.

«СП»: — К чему? К выборам 2011−2012 годов?

— Хорошо, если бы только к избирательной кампании. А может быть, еще к какой-то иной кампании…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»

С принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» и Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» значительно расширен круг субъектов антитеррористической деятельности, созданы условия для более широкого привлечения к противодействию терроризму институтов гражданского общества.

Статьей 2 указанного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации определена конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников.

В то же время подходы к засекречиванию информации в этой сфере ориентируются преимущественно на деятельность спецслужб и правоохранительных органов, что часто приводит к необоснованному засекречиванию материалов, сужению диапазона их практического использования и влечет за собой ослабление антитеррористической защищенности государства.

При этом анализ материалов, поступающих из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, свидетельствует о частом завышении грифа секретности, что создает определенные препятствия для последующего использования таких материалов.

Во многом данная ситуация объясняется тем, что в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, вопросы противодействия терроризму до настоящего времени не нашли должного отражения.

Более того, практика деятельности в области противодействия терроризму показывает необходимость установления единых критериев присвоения грифов секретности соответствующим документам в федеральных органах исполнительной власти и иных организациях, осуществляющих деятельность в данной сфере.

Проведенная с привлечением специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти оценка состояния дел в данной сфере показала необходимость законодательного закрепления перечня сведений, составляющих государственную тайну, в области противодействия терроризму.

В этих целях разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», дополняющий соответствующие пункты перечня сведений, составляющих государственную тайну, содержащегося в статье 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», сведениями, составляющими государственную тайну в области противодействия терроризму.

Основная цель указанного проекта федерального закона законодательное закрепление категорий сведений об антитеррористической и о противодиверсионной защищенности критически важных объектов промышленности, транспорта, энергетики, связи, науки, агропромышленного комплекса, объектов и систем жизнеобеспечения населения, функционирования инфраструктуры городов и транспортных систем, а также уточнение сведений в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности и противодействия терроризму о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах такой деятельности.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня