В четверг вечером, 24 июня Симоновский суд принял решение о прекращении уголовного дела против бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. Таким образом, суд удовлетворил ходатайство защиты Алексаняна.
О прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям его адвокаты ходатайствовали 10 июня. Так как вопрос о прекращении уголовного преследования может решаться только с согласия подсудимого, больной СПИДом и раком Алексанян, несмотря на запрет врачей, в четверг пришел на заседание суда и заявил, что не возражает против прекращения уголовного дела.
«Я являюсь дипломированным юристом, я прекрасно осознаю все последствия того, что дело будет прекращено по нереабилитирующим основаниям, но у меня нет времени добиваться истины в этом деле, поэтому я не возражаю», — сказал Алексанян.
Прокурор Николай Власов также посчитал, что дело можно закрыть. «В связи с истечением сроков давности, которые истекли по всем пунктам предъявленных обвинений, вижу основания для прекращения уголовного преследования», — заявил он.
«Нет процессуальных оснований для того, чтобы прокуратура возражала против ходатайства о прекращении дела, которое заявил адвокат и поддержал подсудимый», — добавил Власов.
Напомним, ранее условно-досрочно на свободу вышла еще одна осужденная по «делу ЮКОСа» — Светлана Бахмина.
Прекращение уголовного преследования Алексаняна свидетельствует о снижении давления на суд людей, «заказавших» дело ЮКОСа, заявила в интервью «Свободной прессе» политолог Марина Литвинович.
«СП»: — Что означает прекращение уголовного преследования Алексаняна?
— Дело ЮКОСа с некоторых пор делится на эпизоды. Условия договоренности и решения по фигурантам принимаются не скопом, как в начале, а по отдельности. Разные дела начинают принимать разный оборот. Первым звоночком было дело Бахминой, по ней приняли отдельное решение. По делу Алексаняна тоже приняли отдельное решение.
«СП»: — Было ли решение суда по делу Алексаняна ожидаемым?
— Я не могу сказать, что решение по делу Алексаняна было ожидаемым. Очевидно, что люди, которые контролируют дело ЮКОСа, снизили давление на суд или прекратили.
«СП»: — Как вы оцениваете общий ход процесса по «делу ЮКОСа»?
— Вначале мы видели, что у всех, кого тогда взяли, были одинаковые проблемы, на них давили, у них были плохие условия содержания под стражей, всем было плохо одинаково. Последние пару лет я вижу, что по отдельным делам принимаются отдельные решения, которые ничего нам не говорят о тенденции, а говорят лишь о том, что дело ЮКОСа раздроблено на несколько дел, по каждому делу будут обособленные решения.
«СП»: — Отразится ли решение по Алексаняну на дело Ходорковского и Лебедева?
— Не отразится. Те люди, которые заказали уголовное дело против ЮКОСа, контролируют теперь дело Ходорковского и Лебедева. Над другими делами контроль ослаб или его вообще нет.
«СП»: — Чего тогда ждать Ходорковскому и Лебедеву?
— Контроль за делом Ходорковского и Лебедева остается в полной мере. Все решится осенью. Осенью страна войдет в предвыборный цикл, закончится второй судебный процесс над Ходоровским и Лебедевым. Вопрос в том, какое решение примет судья, точнее какое политическое решение будет принято в верхах.
Судопроизводство по делу Алексаняна было приостановлено в феврале 2008 года в связи с тяжелейшем состоянием подсудимого. Бывший вице-президент ЮКОСа тяжело болен СПИДом и лимфомой. У него осталось всего 4% иммунных клеток. За время нахождения в СИЗО бывший топ-менеджер ЮКОСа почти ослеп. Его перевели из СИЗО в гематологическое отделение городской клинической больницы № 60 на шоссе Энтузиастов. В ноябре у Алексаняна ударили селезенку, а месяцем позже Мосгорсуд согласился отпустить бывшего вице-президента ЮКОСа под залог в 50 млн рублей.
В начале 2009 года бывшего топ-менеджера ЮКОСа выписали из больницы и он продолжал лечение дома. Заседания суда возобновились, но Алексанян на них не ходил — врачи запретили ему посещать места массового скопления людей из-за риска подхватить инфекцию.
Алексанян обвиняется в отмывании и легализации средств и присвоении имущества. Генпрокуратура считает, что бывший вице-президент ЮКОСа украл акции и имущество «Томскнефти» на сумму более 12 млрд рублей. В июле 2006 года ему добавили обвинение в уклонении от уплаты налогов. Сам Алексанян своей вины не признает.