Лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал президента Белоруссии Александра Лукашенко снять свою кандидатуру с выборов.
«Власть — это надолго. Дорожка, самолеты, почетный караул, и все кланяются… Это самый страшный наркотик. Лукашенко не может оторваться… Александр Григорьевич, оторвитесь вы… и проведите красивые выборы, сняв свою кандидатуру с выборов», — заявил он.
Кроме того, он отметил, что самым лучшим вариантом было бы возвращение Белоруссии «к родным берегам» по примеру Крыма.
Отметим, что это не первый выпад против Лукашенко со стороны лидера ЛДПР. В июне он говорил о том, что Лукашенко проигрывает выборы и может сохранить власть только с помощью силовиков.
«Он введёт чрезвычайное положение, если вдруг кто-то попытается объявить, что он проиграл выборы. Он от власти не уйдёт, она в крови у него», — отметил он, сравнив Лукашенко с Виктором Януковичем — по его словам, белорусский политик не будет искать убежища в России, «хотя мы с удовольствием ему поможем».
Жириновский тогда также высказал мнение, что, если Лукашенко удержится у власти с опорой на вооружённые силы и КГБ, президентом станет один из его сыновей. Он также выразил уверенность в том, что белорусский народ устал от Лукашенко за 30 лет президентства.
Стоит отметить, что сегодня отношения Москвы и Минска оказались резко испорчены инцидентом с задержанными россиянами. От своего ли имени говорит Жириновский? Не Кремль ли его устами посылает сигналы белорусскому лидеру?
— В данном случае Жириновский говорит от имени своего рейтинга, — считает доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового Университета Геворг Мирзаян.
— Он просто пиарится на ситуации. Вряд ли это какой-то сигнал из Кремля. Хотя если представить на секунду, что Батька снимется с выборов — что мы тогда получим? Победу Тихановской, за которой стоят прозападные силы? Хаос в Белоруссии? Оно нам не надо. Но требовать от Батьки сняться с выборов в ситуации, когда нам это невыгодно — маразм.
«СП»: — Хотят ли в России дальше работать с Лукашенко после всех его выходок?
— Нет, не хотят. Но какой у нас выбор? Мы сами виноваты в том, что все эти годы щадили чувства Лукашенко и позволяли ему делать из Белоруссии свою феодальную вотчину — не взращивали там никаких пророссийских сил, а также сквозь пальцы смотрели на то, как Батька подавлял любые альтернативные российские проекты. Так что альтернативы ему нет, придется работать с ним. Но при этом сделать выводы из ситуации, и в перспективе эту альтернативу все-таки создавать.
«СП»: — В Москве вообще задумываются о том, что будет после Лукашенко? Готовятся к этому?
— Раньше не задумывались. Сейчас, в общем-то, придется. Эти выборы показали, что Батька уже не хозяйственник, а поджигатель. Человек, который готов рвать свою страну ради того, чтобы удержаться у власти. Обычно такие люди долго не удерживаются. И пока что «после Лукашенко» будет хаос — политическое поле зачищено, инициативных пророссийских людей во власти вроде нет. Поэтому придется активно работать над тем, чтобы были альтернативы. Но для этого нужно отказаться от российского принципа невмешательства во внутренние дела Белоруссии.
«СП»: — А возможно ли оторвать Лукашенко от власти? Он сам вообще об этом задумывается?
— На сегодняшний день невозможно. Лукашенко правит по принципу «государство — это я». Ручное управление, авторитарный режим — он сделал из Белоруссии свою вотчину, строил и развивал ее, даже не думая уходить. И это всех устраивало до тех пор, пока он не потерял берега в конфликте с Россией и в попытке сохранить власть.
«СП»: — Какие сценарии трансфера власти в Белоруссии, по-вашему, возможны?
— На сегодняшний день никаких. Выборы нарисуют. «Майдан» не пройдет — слишком уж силен контроль Батьки, слишком уж круты в Белоруссии правоохранительные структуры. Ну и «вежливые люди» из Москвы тоже не придут. Поэтому придется пока терпеть Батьку.
«СП»: — А может ли случиться, что Лукашенко проиграет выборы? Или это фантастика?
— Исключено. Во-первых, поддержка Лукашенко все еще велика в обществе — никакие это не «3%», о которых говорит оппозиция. Кроме того, в местном аналоге ЦИК нарисуют такой результат, какой скажут в АП.
— Прямые команды из Кремля подконтрольным политикам поступают очень редко, — уверен политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Общение происходит скорее путем сигналов, определяющих подходы, которым уже следует придерживаться системным спикерам. Владимир Жириновский как опытный политик чувствует настроения во власти, предвосхищая изменение конъюнктуры. Это всегда было его сильной стороной.
У Жириновского с белорусским президентом исторически отношения складывались непросто, ведь идеология ЛДПР предполагает имперский подход по отношению к постсоветскому пространству. Жириновский не единожды выступал на тему объединения России и Белоруссии, что не нравилось Минску. Лукашенко рассказывал про лидера ЛДПР анекдоты на своих пресс-конференциях, что не нравилось уже Жириновскому. Поэтому российский политик не упускает возможности при случае уколоть несменяемого белорусского президента. Нынешний выпад Жириновского является наиболее радикальным за всю историю их взаимоотношений. Это может указывать на то, что в кремлевских кулуарах и правда происходят сдвиги по отношению к Белоруссии.
Обвиняя Лукашенко, что тот всеми силами держится за власть, Жириновский находится и сам в неоднозначном положении: лидер ЛДПР уже давно мог произвести смену поколений в партии и уйти с поста её председателя. Он тридцать один год руководит партией, двадцать семь из которых является депутатом Государственной Думы. Чтобы иметь моральное право критиковать Лукашенко, Жириновскому нужно было давно уйти на пенсию. Но это совсем не значит, что слова Жириновского к Лукашенко лишены смысла.
«СП»: — Жириновский не один так думает. Многие в Москве считают, что Лукашенко слишком задержался во власти…
— Российско-белорусские взаимоотношения находятся в последние годы в самой низкой точке за всю новейшую историю. Можно уверенно прогнозировать, что выходом из этого тупика могут послужить какие-то глобальные изменения. Если Александр Лукашенко останется у власти, то под ударом будет не только Союзное государство, но и весь Евразийский союз. Москва и Минск в последнее время не могли найти общий язык почти ни по одному вопросу. После любых переговоров Лукашенко обвинял российскую сторону в давлении. В конце 2019 года, когда происходило обсуждение «дорожных карт» интеграции России и Белоруссии, показалось на мгновение, что белорусский президент наконец-то отказался от языка угроз и шантажа. Но это было ложным ощущением, и Лукашенко после небольшой паузы снова начал требовать от Москвы снижения цен на нефть и газ. Сложно представить, что после президентских выборов в Белоруссии, Москва и Минск неожиданно придут к компромиссу по большинству острых вопросов.
«СП»: — Менять Лукашенко на кого-либо Москве было бы невыгодно?
— У Москвы нет сил и желания свергнуть Лукашенко, но изменение подхода, начав контактировать не только с официальным Минском, но и с другими белорусскими политическими силами, становится острой необходимостью. Тем самым Россия демонстрирует, что больше не воспринимает Лукашенко безальтернативным представителем Белоруссии. Если даже выборы закончатся победой Лукашенко, а всё идет именно к этому, то следующий этап российского-белорусских отношений очевидно будет скорректирован в пользу многовекторности. Если это произойдет, то можно будет сделать вывод, что Москва учла уроки украинского кризиса, когда слишком большая ставка была сделана на Виктора Януковича.
«СП»: — Что можно в итоге ожидать от выборов?
— Вечером 9 августа мы увидим высокий процент в пользу Александра Лукшенко, вряд ли стоит называть цифру менее 65 процентов. Протестные настроения среди белорусов сейчас очень высоки, поэтому митинговая активность должна будет подпортить ощущение от победы на выборах. Эти выборы оказались для Лукашенко очень сложными, а далее вряд ли будет легче. Хабаровский кейс показывает, что люди могут показывать протестную активность продолжительное время. А если Лукашенко решит менять конституцию страны или проводить какие-то реформы, то любые подобные шаги будут крайне негативно восприниматься озлобленным населением.