Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Россия больше не ориентируется на Европу

Вместо былого сотрудничества нарастают взаимное отчуждение и соперничество

5225
На фото: Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров (слева направо)
На фото: Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров (слева направо) (Фото: Пресс-служба МИД РФ/ТАСС)

«Свободная пресса» продолжает публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ. Это далеко не та пропаганда, которую печатают в CNN, New York Times, Washington Post, Los-Angeles Times и других «авторитетных» медиаресурсах. Если вам интересно побольше о узнать об этих авторах, можно заглянуть сюда.


Прогноз Центра BESA No. 1 979, 28 марта 2021 года

Необратимые разногласия между ЕС и Россией нашли отражение в февральском визите министра иностранных дел ЕС Джозефа Боррелла в Москву. «Мы на перепутье», — написал Боррелл после поездки. «Моя встреча с [главой МИД России Сергеем] Лавровым показала, что Европа и Россия расходятся. Похоже, что Россия постепенно отсоединяется от Европы». После его отъезда Москва выслала трех европейских дипломатов. В ответ на это три государства ЕС выслали трех российских дипломатов.

Российские военные также недавно отклонили приглашение принять участие в семинаре по европейской безопасности — впервые за 30 лет. Лавров даже заявил, что Россия готова полностью разорвать отношения с ЕС, если тот продолжит вводить серьезные санкции в отношении России, хотя позже он отступил от этой позиции.

Читайте также
"Путин скорее продаст С-400 англичанам, чем ударит по Лондону» «Путин скорее продаст С-400 англичанам, чем ударит по Лондону» Англичане гадают, как спастись от русской ядерной ответки в случае атаки

Визит Боррелла историки, возможно, используют для обозначения конца одного периода в отношениях между ЕС и Россией и начала другого. Это было кульминацией сложных отношений. В марте 2019 года в резолюции Европарламента было заявлено, что Россия больше не может считаться «стратегическим партнером». Глядя еще дальше в прошлое, то вторжение России в Грузию в 2008 году и аннексия Крыма в 2014 году, а также множество других геополитических препятствий привели стороны к ухудшению отношений. Можно также сослаться на более фундаментальные факторы географии и исторического опыта, а также на продолжающиеся философские дебаты в России среди славянофилов, евразийцев и западников.

Возобновление дружественных отношений не невозможно, но шансы на это уменьшаются, а их потенциальные масштабы сокращаются. Поскольку обе стороны глубоко разочарованы, то с этого момента мы, вероятно, увидим более ситуативный подход к двусторонним отношениям как к разовым сделкам.

В российском мышлении происходят кардинальные изменения, поскольку успешно применяется многовекторность внешней политики. В своей внешней политике Москва стремится ограничить свою традиционную ориентированность на Европу и более равномерно переориентировать свою политику на другие регионы Евразии. Для коллективного Запада самая большая проблема — подъем Китая. А для России Китай представляет собой крупнейшую геополитическую возможность.

В подходе ЕС к России происходит явный сдвиг. Европа менее склонна лелеять надежду на то, что активным взаимодействием с Москвой удастся привести ее к переходу в лагерь либерально-демократических сил. Сейчас ЕС больше озабочен тем, чтобы удержать Россию от дальнейшего проецирования её геополитической мощи.

При всей той критике, которая обрушивалась на Европу за последнее десятилетие или около того в связи с её попытками примириться с Россией, она предприняла множество политических шагов, чтобы ограничить геополитическое влияние Москвы. Брюсселю, например, удалось реализовать единую энергетическую политику (хотя «Северный поток-2» остается вопросом спорным). В отличие от позиции Европы середины 2000-х годов, государства-члены ЕС теперь являются частью интегрированного европейского энергетического рынка, который обеспечивает поставки газа по реверсивным трубопроводам в нуждающиеся страны, особенно в те, которые отрезаны Россией (так в оригинале. Автор предпочел именно такую формулировку, а не, например, «отрезаны от России» — С.Д.). В качестве возможного благотворителя на ум приходит в том числе Украина. Это существенно ограничивает возможности Москвы разыгрывать газовую карту — геополитический инструмент, который она использовала для проецирования российской мощи вглубь европейского континента.

Хотя западные санкции часто считаются неэффективными, следует задаться вопросом о том, чего они должны были достичь. Они ограничили экономический потенциал России, отвлекли ее финансы от военных операций, оказали давление на ее руководство и лишили ее возможности проецировать свое влияние за рубежом.

Читайте также
Минск атаковал Вашингтон искрометным юмором Минск атаковал Вашингтон искрометным юмором Белорусские дипломаты пожелали народу США не спотыкаться, поднимаясь вверх по лестнице американской мечты

В формировании общеевропейского консенсуса должен присутствовать военный компонент. Защита экономической мощи и с трудом завоеванных геополитических преимуществ должна подкрепляться устойчивой военной мощью. Возможно, помогут инвестиции в военное сотрудничество и в партнерство с Украиной, Молдовой и Грузией в сфере безопасности. Это может быть сделано в дополнение к существующим (пусть и ограниченным) инициативам НАТО.

Еще одним жизненно важным событием может стать быстрое улучшение трансатлантических связей, которые были так сильно повреждены во время администрации Трампа. Поражение Трампа Джо Байденом в 2020 году успокоило Европу, а визит Боррелла в Москву может приблизить ЕС к Вашингтону. Стратегическая автономия — идея, которую рекламируют политики ЕС, — может идти рука об руку с более сильными связями с США. Односторонние обращения Европы к Москве явно не окупились с точки зрения геополитических преимуществ — таких, как общая архитектура европейской безопасности.

На своей периферии ЕС сталкивается с кризисами, которые так или иначе связаны с Россией. Промедление на этом фронте может иметь далеко идущие последствия для повестки дня ЕС как расширяющейся и либерализующейся институции. На Украине российское военное вмешательство вызывает беспокойство. Военная помощь Европы остается критически важной, но она не решит тех фундаментальных проблем, которые характерны для этой страны и остальной части территориального пояса вокруг России.

В Грузии разворачивается полномасштабный внутриполитический кризис. В Армении оппозиция бросает вызов правительству после его поражения во Второй карабахской войне 2020 года. Для Армении неудовлетворительная борьба с пандемией вкупе с экономическими проблемами предвещают период хаоса.

Для всех этих государств характерна слабость государственных институтов. В их системах правосудия, образовательных системах и избирательных процессах имеются проблемы. В этих странах темпы прямых иностранных инвестиций низки, а политическая элита обособленна. Имеются и многие другие черты, ослабляющие основы государства. Эти слабости делают указанные страны уязвимыми для геополитических маневров Кремля.

Читайте также
F-35 застрелился из собственной пушки: “Русские хакеры прикольнулись” F-35 застрелился из собственной пушки: «Русские хакеры прикольнулись» Кто-то слишком умный влез в компьютерные мозги новейшего американского истребителя-невидимки

ЕС должен признать, что Россия ведет умную игру вдолгую. Она вторгается вдоль своих границ и желает делать это с помощью военной силы, как это было в 2008 и 2014 годах. Но в большинстве случаев стратегическое мышление Москвы направлено на медленное ослабление соседних государств. Это стало возможным из-за хрупкости государственных институтов этих стран, из-за неспособности их политических классов сосредоточиться на общенациональных проблемах и из-за их неспособности разработать долгосрочные стратегии развития.

Евросоюзу следовало бы проявить инициативу и в стратегическом отношении вести на своих границах себя более активно. Экономическое развитие побьет российское геополитическое маневрирование, а неудача повлечет за собой её дальнейшее вмешательство.

Эпоха больших надежд в том, что касается отношений между ЕС и Россией закончилась. Время от времени будут проводиться переговоры и попытки восстановить связи, но обеим сторонам станет все яснее, что сейчас в порядке вещей отчуждение и открытое соперничество. Более того, их скрытая враждебность может сблизить Брюссель с Вашингтоном и послужить основой для возрождения трансатлантических связей.


Автор: Эмиль Авдалиани — преподает историю и международные отношения в Тбилисском государственном университете и в Государственном университете Ильи (Грузия). Работал на различные международные консалтинговые компании, пишет статьи о развитии событий в военной и политической сферах на постсоветском пространстве.


Перевод Сергея Духанова.

Источник здесь.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня