Россия не планирует вмешиваться в конфликт в Донбассе, заявил секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Он также подчеркнул, что обострение ситуации стало следствием серьезных внутренних проблем на Украине
«Экономика по-прежнему держится только за счет обременительных иностранных кредитов, долг по которым растет, а те остатки промышленности, которые смогли удержаться на плаву, Киев распродает иностранцам, как сейчас принято говорить, по демократическим ценам.
Даже знаменитый украинский чернозем и лес железнодорожными эшелонами вывозят за рубеж, лишая страну в том числе и этого актива. А взамен — лишь те самые пирожки, которые американцы раздавали на Майдане", — добавил Патрушев.
По его словам, Россия не планирует вмешиваться в конфликт в Донбассе, но внимательно отслеживает ситуацию, исходя из ее развития, и будут приняты конкретные меры.
На вопрос, есть ли у России некие «красные линии», при пересечении которых она готова открыто вмешаться в конфликт на Украине, Патрушев ответил: «Мы таких планов не вынашиваем, нет».
И как это понимать? А как же все эти передвижения войск, о которых постоянно говорит Украина и Запад, военные учения?
— Есть такая поговорка: «Ерунда война — главное маневры!», — говорит доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова, член Экспертного совета «Офицеры России» Александр Перенджиев.
— Она точно отображает создавшуюся ситуацию. В данном случае, Россия, я думаю, рассматривает для себя сценарий августа 2008 года. Только к миру будут принуждать не Грузию, а Украину. То есть вмешательство в конфликт только в целях остановки боевых действий.
Как я уже говорил ранее, это возможно, например, в виде предупредительных ракетных или артиллерийских ударов с территории России по недопущению наступательных действий ВСУ. Поэтому ввод войск не планируется, но есть необходимость защитить граждан РФ, проживающих на территории ДНР и ЛНР.
«СП»: — Если вспоминать 2014-й, считается, что Запад смог тогда запугать Россию санкциями. Реально это сегодня?
— Дело в том, что санкционное давление не изменится от того, будет ли «Россия правильно себя вести» (с точки зрения Запада) или нет. Санкции ни завтра, ни послезавтра не прекратятся. При этом они не только не будут сворачиваться со временем, они будут нарастать в количественном и качественном выражении. Поэтому политика импортозамещения для нашей страны — тоже является долгосрочной и важной.
Но в тоже время я не исключаю, что через 4−5 лет всё санкционное давление со стороны Запада в отношении России полностью развалится. В том смысле, что давить уже будет не на что.
«СП»: — Слова Патрушева — сигнал Западу? Откликнется ли он? Пойдет ли на компромисс?
— Запад не откликнется и не пойдет на компромисс. По крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Однако у Запада тоже есть внутренние проблемы, и они в настоящее не ослабевают, а лишь нарастают и обостряются. Вспомним, например, действия российских РХБЗ в прошлом году в Италии. Или возьмем, к примеру, ситуацию с разработкой и применением вакцин против коронавируса. О том, что со многими проблемами в мире Западу трудно (с некоторыми попросту невозможно) справиться без России и говорил секретарь Совбеза РФ Н.П. Патрушев. Поэтому не исключены «откаты» со стороны Запада по некоторым позициям, которые, в конечном итоге, и развалят всю систему санкционного давления.
«СП»: — Пять стран Запада заявили о росте военной активности России у границ с Украиной. Означает ли это, что они готовы вмешаться? Готовы к войне? Или же только пугают?
— Заявить о своём намерении вступить в войну и реально начать военные действия — две разные вещи. Вспомним, например, поведение многих стран во время Второй мировой войны. Немало государств тогда лишь формально участвовали в войне, в том числе и со стороны гитлеровской коалиции.
«СП»: — По словам Патрушева, Россия внимательно отслеживает ситуацию, исходя из ее развития, будут и приняты конкретные меры. Какие?
— Частично я уже ответил на ваш вопрос. Но речь идет и о других мерах. Однако о них не настало время еще говорить. Отвечу только словами Владимира Винокура: «Сюрприз будет!»
— Россия не собирается вмешиваться — это факт, — продолжает разговор профессор МГУ, доктор политических наук Андрей Манойло.
— Но может вмешаться, если ее вынудят. Перемещения же войск, о которых мы знаем только — подчеркиваю — по украинским источникам, это нормальная реакция на обострение оперативной обстановки у границ России. С 2014-м все же я не стал бы сравнивать. Тогда разрешение на использование вооруженных сил за рубежом нужно было для появления «вежливых людей» в Крыму. Впоследствии оно было отозвано.
«СП»: — Нет ощущения, что в словах Патрушева содержится некий сигнал Западу?
—Я не увидел в его словах сигнала Западу. Это общие рассуждения на тему, дежурные фразы, не обладающие конкретикой. Мы не спим — мы наблюдаем, в том числе, за «красными линиями», но при этом «красных линий» — нет.
«СП»: — Есть ли Западу чем запугать Россию, чтобы она не вмешивалась?
— Нечем, так как Россия — огромная страна, населённая не самым пугливым от природы народом. А вот представителей властных элит, которым есть что терять, в том числе, за рубежом — да.
«СП»: — А Запад, если что, сам воевать готов?
— НАТО — не готово. Да и сами ВСУ — тоже. Но сейчас у них идея фикс, что Донбасс удастся задавить роем ударных дронов. И они с этой идеей носятся.
«СП»: — А какие меры воздействия может иметь в виду Патрушев?
— Какие именно будут меры — определяет только Верховный. Но хотелось бы, чтобы до этого дело не дошло…
— Говоря о том, что Киев за счет Донбасса решает внутренние проблемы, Патрушев прав, но только в частности, — считает журналист «Украина.ру», военкор Роман Гнатюк.
— Как мне кажется, проблема намного полифоничнее и сложнее, чем просто внутриукраинская ситуация. И Донбасс, и Украина давно стали картами в «большой игре». Если не слишком вдаваться в подробности, то помимо внутриукраинских проблем обострению способствовала и смена президента США, и ситуация вокруг «Северного потока-2», и общая нестабильность в мировой политике, помноженная на последствия пандемии COVID-19. И это далеко не все факторы…
«СП»: — Запад заявляет о поддержке Украины. На Украине говорят о «военных гарантиях»… Может это напугать Москву? Или уже напугало, раз Патрушев говорит о невмешательстве?
— Нет, Запад не готов вмешаться. В случае значительного ухудшения ситуации и большой войны, как это банально не звучало бы, Украина имеет все шансы повторить судьбу Грузии 2008 года, даже с учетом всех подготовок, усиления армии по сравнению с 2014 годом.
СМОТРИТЕ ПО ТЕМЕ:
Редактор отдела политики «Свободной Прессы» Михаил Синельников-Оришак и шеф-редактор Украинского информагентства УНИАН Роман Цимбалюк о ситуации в Донбассе, военном противостоянии на российско-украинской границе и уроках развала СССР в программе «Разговор с (не!) приятелем».
Подписывайтесь на YouTube-канал «Свободной Прессы». Мнения, аналитика, репортажи!
Прямая ссылка передачи на YouTube
► Об обострении ситуации в Донбассе читайте в материалах «Свободной Прессы»