Выступая в четверг, 15 апреля с.г. на совместном заседании президиума Госсовета и Агентства стратегических инициатив, президент России Владимир Путин озвучил главную сущность национальны целей развития России. Она, по его словам, заключается в том, чтобы люди жили лучше — и в больших городах, и в малых населенных пунктах, и на всем огромном пространстве страны.
Это прозвучало вполне логично и разумно. Для чего еще ставить не какие-нибудь, а национальные цели, если не для этого?
В этой связи усилия каждого российского региона по повышению благополучия граждан, развил мысль лидер нации, теперь будут ежегодно и максимально объективно оцениваться в рамках рейтинга, в основу которого лягут обобщенные в ходе широких социологических опросов мнения местных жителей.
«В этой связи прошу Агентство [АСИ] отработать с комиссией Госсовета по государственному управлению методику рейтинга качества жизни в субъектах Федерации, а результаты такого ежегодного рейтинга обсудим на ближайшем заседании набсовета АСИ», — дал поручение гарант Конституции участникам заседания, попросив при этом сакцентировать внимание на поддержке регионального развития, существенно расширив масштаб и географию работы АСИ. Такая Национальная социальная инициатива (НСИ), подчеркнул он, должна стать важнейшим инструментом в достижении национальных целей развития.
Кроме того, Владимир Путин выразил надежду, что данное заседание станет важным этапом в подготовке его предстоящего послания Федеральному собранию. «Мне бы хотелось, чтобы сегодня прозвучали такие предложения и такие идеи, которые могли бы лечь в основу планов нашего ближайшего развития и ближайших наших совместных действий по такому важнейшему направлению, как социальная политика», — заключил он.
А вот здесь, пожалуй, логики уже меньше.
Во-первых, совершенно непонятно, зачем множить сущности. У нас уже есть, например, организация «Майский указ» и Общероссийский народный фронт (ОНФ), специально «заточенные» под контроль выполнения распоряжений и приказов президента в том числе и в сфере социальной политики. Теперь вот, видимо, появится еще и НСИ со схожими функциями. Как будто раньше что-то мешало властям выявить мнение жителей каждого региона страны относительно уровня жизни. И это в наш-то «цифровой» век, при наличии портала Госуслуги!
Во-вторых, как же так получается, что все налоги из регионов забирает себе федеральный центр, но прилагать усилия по улучшению жизни граждан должен не он, а региональные власти, которые нередко целиком и полностью зависят от бюджетных дотаций? Проще говоря, на какие шиши губернаторам людской быт налаживать?
В-третьих, получается, что правы были те эксперты, которые, рассуждая о причинах затягивания сроков оглашения Послания Федеральному собранию, говорили о том, что Кремль банально не знает, что сказать крайне обеспокоенному происходящим населению.
«Но, возможно, эта точка неверна, и каких-то особо хитрых нюансов в этом моменте просто-напросто не видно?» — поинтересовалась «СП» у собственных экспертов.
И в итоге выяснила, что никаких таких «хитрых» моментов нет и в помине, все до банального просто и привычно.
Например, инициативы по созданию каких-то новых общественных организаций и институтов, пояснил изданию политик, общественный деятель, член КПРФ Вячеслав Тетёкин, на деле нередко используются, когда речь идет, выражаясь по-простому, об освоении средств.
— Под это дело, — рассказал он, — формируется определенный аппарат, создаются соответствующие должности с соответствующими денежными окладами, появляются местные региональные и муниципальные отделения со своими сотрудниками, помещениями, автопарком и так далее. А это требует серьезных финансовых вложений, которые делаются двумя путями — либо власть направляет на это средства напрямую из госбюджета, либо определенным образом заставляет раскошеливаться крупных и мелких олигархов.
— Да, вести статистику, опираться на мнение граждан — это, конечно, все хорошо, — развил тему политолог Константин Калачев. — Но вопрос в том, что конкретно имеется в виду под «лучшей жизнью». Если мы говорим о доступности услуг, то пойти и без проблем получить положенное мизерное социальное пособие или небольшие выплаты на детей — это одна история про патерналистское общество, существующее на грани нищеты. И на самом деле мы к этому и идем, коль скоро социальность видится в том, что бедные, число которых превышает 12% населения, должны получить возможность не собирать кучу бумажек, а при минимальных усилиях получать положенное.
Да, опрос общественного мнения — это инструмент. Да, безусловно, здорово, что АСИ упрощает процедуры и предлагает какие-то решения из разряда «как сходить в поликлинику и избежать очередей». Однако не кажется ли вам, что это не решает проблему, и в данном случае телега ставится впереди лошади? Вопрос тут в том, что же мы даем голодающему, удочку или рыбу? К чему, собственно говоря, таким образом граждан готовим?
«СП»: — Так зачем тогда говорить о том, что проблему в корне не решает?
— А потому, что год-то предвыборный. Нужно же что-то предлагать, нужно формировать повестку, нужны хоть какие-то инициативы, а идей по этому поводу крайне мало. Вот и получается, как в присказке — если нет реальных дел, развивай пиар-отдел. Пиар — это наше все. Президент, аки отец родной, заботится о сирых и убогих гражданах. Но, как мне кажется, нужно не только заботится о сирых и убогих, а и создавать условия, при которых дети сирых и убогих будут становиться успешными и богатыми. Однако пока на самом деле делается что-то совсем другое.
«СП»: — А что насчет регионов, которые Кремль, аккумулируя все налоги в столичном регионе, очевидно, намеревается сделать крайними в вопросе потуг по улучшению благосостояния граждан?
— Ну это же вполне обычная история. У нас всегда виноватыми остаются регионы, в том числе и дотационные, и их губернаторы. Не валить же все, в самом-то деле, на вершителей. Если есть возможность перевести, так сказать, стрелку, то, не сомневайтесь, ее и переведут. Вы же прекрасно все понимаете сами, и никто, пожалуй, ничего нового вам по этому поводу не скажет.