Руководство «Единой России» рассматривает возможность участвовать в выборах 2011 года без премьера Владимира Путина во главе списка, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на источники в партии. По словам последнего, если Путин по каким-либо соображениям не возглавит список, как это было в 2007 году, то «Единая Россия» покажет стране больше ярких людей партии. В то же время пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков считает, что вопрос, возглавит ли Путин выборный список «Единой России», сейчас неактуален и преждевремен.
Своим мнением относительно возможных политических раскладов с корреспондентом «Свободной прессы» поделился политолог Евгений Минченко.
«СП»: — Евгений Николаевич, почему сейчас принято такое странное решение?
— Я готов полностью солидаризоваться с Дмитрием Сергеевичем Песковым: вопрос абсолютно преждевременный. Все тысячу раз может поменяться. Никакого решения, возглавит Путин список «ЕдРа» нет и не может быть — это мое глубокое убеждение.
Политическая стратегия Путина — это стратегия неопределенности, постоянного балансирования элитных групп, целенаправленных информационных вбросов и размывания уверенности. Путин, подобно опытному боксеру, понимает, что в движущуюся мишень попасть гораздо сложнее, поэтому его тактика — постоянное размывание картинки. Думаю, решение, возглавит он список «ЕдРа» или нет, будет приниматься не раньше сентября 2011 года.
Кстати говоря, именно в сентябре подобное решение принималось на предыдущих думских выборах. Если помните, тогда тоже вбрасывались разнообразные варианты первых троек, а потом вдруг неожиданно оказалось, что не будет троек, а будет один Путин во главе списка «Единой России».
«СП»: — Источник «Ведомостей» говорит, что «ЕдРо» без Путина сможет выдвинуть в список ярких людей. Как вам такая идея?
— Я это не очень понимаю. Фамилии этих ярких людей кто-то может назвать? Из «Единой России», кого можно показывать?! Я таких людей, которые бы выступили паровозами партии, честно говоря, не вижу.
«СП»: — Предположим, что Путина действительно не будет во главе списка «Единой России». Это резко снизит шансы партии на выборах?
— Если Путина не будет во главе списка «ЕдРа», это значит, принято принципиальное решение создавать конституционное большинство на выборах, и, соответственно, создавать коалиционное большинство в парламенте. Значит, перед выборами должна развернуться какая-то игра, которая будет включать и другие партии помимо «Единой России».
Пока наиболее логичным является участие в этой коалиции «Справедливой России». Я не исключаю, кроме того, что может выстрелить какая-то третья партия.
«СП»: — Чем вообще может быть продиктована необходимость убрать Путина из списка?
— Я такой необходимости не вижу. Я считаю, если Путин снова идет на президентский срок, он должен возглавлять список. Если идет Медведев — Путин не должен возглавлять список «Единой России».
Очевидно, что медведевское большинство, и путинское большинство — это не одно и то же, у них разные типы электорального поведения. Понятно, все равно будет электорат, который голосует за статус-кво, но есть нюансы, есть группы, которые готовы голосовать за Медведева, и не готовы за Путина, и наоборот. Повторюсь: если Путина нет во главе списка «Единой России», значит, Медведев идет на президентские выборы-2012.
«СП»: — Вы сами как считаете, у кого больше шансов стать следующим президентом — у Путина или Медведева?
— Это непринципиальный момент. Поймите, у нас президент и премьер — это такие члены совета директоров с усиленными полномочиями. Но все равно, есть совет директоров, или Политбюро — называйте как угодно — в которое входят руководители крупных политико-бизнесовых кланов. Они должны сначала определить расстановку групп влияния, с учетом внешней конъюнктуры. Только исходя из этого будет приниматься решение, кто — Путин или Медведев — идет на следующий президентский срок. Тут вопрос не в персоналии, а в конфигурации групп.
«СП»: — А сейчас какая конфигурация у этого совета директоров? Кто в него входит?
— Полноправные члены «Политбюро», кроме Путина и Медведева — Игорь Сечин, Алексей Кудрин, Сергей Собянин, Сергей Нарышкин, Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко, Виктор Зубков. Может быть, еще три-четыре фамилии. Кандидаты в члены «Политбюро» — Сергей Чемезов, Владимир Якунин, Олег Дерипаска… В общей сложности — это человек 20−25. Дальше идут более мелкие группы, «члены ЦК» — до 100 человек. Все они каким-то образом переконфигурируются между собой.
«СП»: — Вы говорите, если Путина нет в списке, президентом будет Медведев. Коалиция в этом случае обязательна?
— Я считаю, второе президентство Медведева может быть только коалиционным. Оно не может быть реализовано с опорой только на «Единую Россию».
«СП»: — Чисто технологически в этом случае выборы придется поменять? Или техническая сторона останется неизменной, и партиям «нарисуют» столько голосов, сколько нужно?
— Нет-нет, не надо говорить, что «нарисуют». Будет какое-то волеизъявление. Где-то будет больше административного ресурса — традиционно, этим отличаются наши национальные республики. А где-то будет протестное голосование, его сейчас нужно будет как-то канализировать — оно сейчас нарастает, это очевидно.
Кто-то должен этот протест подхватить — или «Справедливая Россия», или новый политический проект. Но, очевидно, сценария доминирования одной партии, как в 2007-м году, не будет. Нужна переконфигурация партий, и нужен «улавливатель» голосов «протестников» — или им станет КПРФ. А такой расклад в сценарий партии власти не входит.
«СП»: — А ЛДПР на роль «улавливателя» не годится?
— Нет. ЛДПР примелькалась, у них потенциал на спаде. Избирателям нужно предложить что-то новое. Кстати, на запасном пути стоит такая чудесная партия — «Патриоты России». Зарегистрированная, без рейтинга, но и без негатива. Название у нее хорошее. Остается ввести туда пару-тройку новых лиц, сделать идеологическую начинку — и пожалуйста, можно выстреливать на 7%.
«СП»: — Когда партию для протестного электората начнут вытаскивать на свет Божий?
— «Родину» и «Единство» в свое время раскрутили за полгода. Думаю, принципиальное решение по протестной партии будет приниматься в июне-июле 2011 года.
«СП»: — Получается, информация, что Путин не возглавит список — это тестовый вброс?
— Да, это тестирование общественного мнения. Пробный шар — посмотреть, как будут реагировать граждане. Это, повторюсь, не говорит о том, что такое решение действительно принято.