Сентябрьские выборы в Госдуму РФ не только существенно обновят депутатский корпус, после них также стоит ожидать серьезных изменений в российском правительстве. С таким прогнозом выступил гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
По его мнению, недавнее совещание президента с членами кабмина по актуальным вопросам (напомним, главными темами его стали ситуация с коронавирусом, рост цен на продукты и лесные пожары) стало своего рода последним «китайским предупреждением». Оно, как считает эксперт, показало, что Владимир Путин недоволен (более того, «раздражен») тем, как исполняются его поручения по нацпроектам.
При этом глава государства контролирует ситуацию, уверен Мухин. И, соответственно, «дал понять, что стоит на страже интересов населения и отписок от своих подчиненных не потерпит».
«Ситуация накаляется. Мы ведь помним, что после выборов в Госдуму правительство должно технически уйти в отставку, а это значит, что некоторые чиновники могут и не обнаружить своего имени в списках нового кабмина», — делает вывод эксперт в своем Telegram-канале.
Каких именно отставок и перестановок ждать он не уточняет.
Но лидер ЛДПР Владимир Жириновский уже предусмотрительно сделал заявку, предложив на пост министра труда своего однопартийца Ярослава Нилова, который на данные момент возглавляет Комитет ГД по труду, социальной политики и делам ветеранов. Он считает, это возможно, если для работы с депутатом «созреет» премьер-министр Михаил Мишустин.
К слову, июньский опрос фонда «Общественное мнение» на предмет отношения к работе правительства и главы кабмина Мишустина, показал, что министры, в большинстве своем, не оправдывают ожиданий населения. Только 37% респондентов считают, что они выполняют свои обязанности хорошо, и 47% придерживаются противоположной точки зрения. Причем, недовольство работой правительства три недели подряд растет.
У премьера же, наоборот, показатели стабильные — 46% назвали его работу хорошей, а 21% высказали недовольство.
Последние перестановки в правительстве президент провел в ноябре прошлого года. Тогда свои посты покинули главы — Минтранса Евгений Дитрих, Минприроды Дмитрий Кобылкин и Минстроя Владимир Якушев (назначен постпредом в Уральском федеральном округе). А министр энергетики Александр Новак, напротив, получил повышение, став вице-премьером, курирующим ТЭК и промышленность.
Некоторые эксперты даже прочили замену главе МИД РФ Сергею Лаврову и министру обороны Сергею Шойгу. Но эти прогнозы попали в «молоко»…
Кого же теперь может не оказаться в списках нового кабмина? Этот вопрос «СП» адресовала директору Института современного государственного развития Дмитрию Солонникову:
— Я как раз не исключаю, что для Лаврова и Шойгу это, действительно, актуально. Они возглавляют список партии «Единая Россия». И этот вопрос возник с самого начала, как только их фамилии появились в избирательном бюллетене.
На мой взгляд, совершенно не гарантировано, что они — «паровозы», которые откажутся от мандатов после того, как будут подсчитаны голоса. Никакой стопроцентной уверенности в этом нет.
И действительно, разговоры о том, что Лавров может покинуть Министерство иностранных дел, ведутся давно. Вроде как и он просил, и фамилии людей, которые могут его сменить, назывались. Поэтому я не думаю, что это такая уж невероятная отставка. Не отставка даже. С огромной благодарностью, с огромным уважением этот человек перейдет на другой фронт работ, потому что давно уже заслужил почетный отдых.
То же самое с Сергеем Кужугетовичем.
О том, что в силовом блоке могут быть ротации, говорят тоже последние несколько лет. Называют разные структуры, разные фамилии.
Большие, например, проблемы в Министерстве внутренних дел. Нынешняя череда посадок и задержаний — тому свидетельство.
Возможны какие-то отставки в других ведомствах — в том же Следственном комитете. И почему бы в этой ситуации не говорить о силовом блоке в целом.
Пока что все закончилось только прокуратурой, в которой сменилось руководство. Но отрицать, что навсегда забыли вопросы других силовых ведомств, я бы не стал. Весьма вероятно, что и к этому тоже вернутся.
Поэтому Шойгу, предположим, во главе Государственной думы на период «транзита» — очень сильный и интересный ход. Он возглавлял (и очень успешно) разные структуры в нашей стране — был губернатором, руководителем МЧС, сейчас возглавляет Минобороны. Почему бы ему теперь не возглавить партию и не стать во главе нижней палаты, тем более что он — один из основателей партии «Единая Россия». Не вижу никаких препятствий.
«СП»: — То есть, замена Лаврова и Шойгу — уже не фантастика?
— Никаким образом не фантастика. И Лавров и Шойгу могут оказаться в Государственной думе.
Что же касается силового блока в целом, то, на мой взгляд, вопросы к нему могут быть достаточно серьезные. Кончится это изменениями или пока только серьезными беседами с президентом, сказать сложно. Решение в любом случае принимать будет президент. Министры так называемого «силового блока» в его подчинении. Это — не вопрос Мишустина.
Но президент вполне может пойти на ротацию в этом блоке. И, естественно, отставка всего кабинета — хороший повод для того, чтобы спокойно эту ротацию провести.
Если говорить об экономике, то много вопросов накопилось и к Минфину, и к Минпромторгу. Того ожидаемого, V-образного роста, в общем, не получилось. Проблемы с урегулированием работы крупных корпораций, они — налицо.
Попытка в ручном режиме что-то настроить дает иногда какие-то сиюминутные результаты, но, опять-таки, сиюминутные, а это, конечно, не системная работа.
С Минфином тоже проблемы. Инфляция и роста цен в стране очень наглядно показывают, что далеко не все спокойно в этой части «датского королевства».
Действительно с управлением финансов в стране большие вопросы. Наверное, это не только проблема Минфина. Это, конечно же, вопрос к работе ЦБ. Поэтому если серьезно здесь что-то менять, то изменения должны быть комплексные.
«СП»: — Сейчас большая нагрузка на социальный блок правительства. Он справляется, как считаете?
— А это как раз то, о чем говорил президент на совещании. То, что мы видим сейчас с развитием коронавирусной ситуации.
Нельзя сказать, что все блестяще. Нельзя сказать, что страна так уж хорошо с этим справляется. С любой точки зрения. И с точки зрения информирования, и с точки зрения наличия решений, которые предлагаются.
Мы постоянно слышим реляции о том, что ковид побежден, мы выиграли, но потом все начинается сначала. И эти документы даются президенту. Сколько раз он уже объявлял о том, что коронавирусная проблема в стране решена? Раза три? И буквально через несколько недель после его радостного заявления, которое ему готовил соответствующий блок правительства, мы видим, что никакие проблемы не решены. Все начинается сначала.
В этом отношении, я считаю, действия тех, кто «подставляет» президента, должны иметь какие-то последствия. За то, что мы получаем, кто-то должен отвечать.
Но, опять же, это вопрос не только социального блока, это и вопрос того же Минпромторга. Что у нас с производством вакцины? Что у нас с производством масок? И как это работает? Почему мы периодически не можем обеспечить страну вакцинами, хотя говорим о том, что готовы ее продавать по всему миру.
Почему у нас-то очереди, и многие вынуждены стоять по пять-шесть часов, чтобы получить второй укол. Это все серьезные вопросы.
Что вообще у нас с системой здравоохранения? Оптимизация, проведенная несколько лет назад, показала всю ущербность этой идеологии. А кто ее проводил? Проводили нынешние руководители этого блока. Они были авторами этой идеи, они были инициаторами. Сейчас они победно пытаются решить созданные ими же самими сложности, демонстрируя рвение и энтузиазм. Поэтому — да! — вопросы к ним, конечно, могут быть.
Политолог Павел Салин тоже не исключает смену состава кабмина после выборов в Госдуму:
— Отставки вполне вероятны по одной простой причине — намечается транзит политической системы, и он будет сопровождаться разного рода масштабными отставками. Это касается не только правительства, это касается силовых структур и других органов власти.
По состоянию на текущий момент, такое развитие ситуации более чем вероятно. Но, что будет на самом деле, станет ясно после выборов.
Потому что отставки будут зависеть от того, как власть в лице Владимира Путина оценит способность контролировать ситуацию. Если она посчитает, что способна контролировать ситуацию, значит, транзит будет запущен, и отставки будут запущены. Если посчитает, что ситуацию контролировать проблемно, исходя из итогов выборов, значит, будут разрабатываться какие-то другие планы. И тогда вопрос об отставках останется «подвешенным».
«СП»: — Какую ситуацию вы называете проблемной?
— Есть задача обеспечить «Единой России» максимум — 350 мест. И чтобы это не сопровождалось какими-либо, скажем так, социальными флуктуациями.
Что такое флуктуации, властям тоже придется решать в сентябре. Речь не идет об уличных волнениях. Но надо будет смотреть, что там в интернете и проч.
То есть, если «ЕР» получит нужный результат и в обществе — полный штиль, то тогда значит, контролирует. Не контролирует, если придется либо отказываться от первоначальных планов по результату «ЕР». Либо обеспечить такой результат за счет административного ресурса. Но это приведет к определенной турбулентности в обществе.
Критерии способности — неспособности, они будут вырабатываться уже в августе-сентябре.