Из проекта федерального бюджета на ближайшие три года, одобренного правительством РФ, следует, что премьер-министр Владимир Путин в три раза влиятельнее президента Дмитрия Медведева — премьер контролирует в три раза большие финансовые потоки. Об этом пишут «Ведомости».
В 2011 году структуры, напрямую подотчетные премьер-министру, получат в свое распоряжение почти 7 трлн рублей бюджетных средств. Подчиненные президента администрируют только 2,14 трлн рублей. Причем ресурсы премьерских структур год от года будут расти, а президентских — падать. К 2013 году расходы бюджета первых должны вырасти почти до 7,5 трлн рублей, а вторых — снизиться до 1,8 трлн рублей.
Означает ли это, что Медведев — «картонный» персонаж, рассуждает президент Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«СП»: — Михаил Геннадьевич, цифры показывают, что влияние Медведева действительно минимально?
— Это очень коммерческий подход — мерить все деньгами. На самом деле, есть вещи, которые деньгами не меряются. Простой пример: председатель правительства не может уволить президента, а президент может уволить председателя правительства. Вот и вся цена сопоставлениям этих триллионов рублей.
«СП»: — Откуда трехкратная разница в объеме контролируемых финансовых потоков?
— Прямое руководство всем и вся осуществляет непосредственно премьер — на то он и исполнительная власть. В ведении президента находятся только «министерства со звездочкой» — то есть, силовики. Но, простите, представить, что ФСБ вдруг перестало подчиняться Путину, перестало выполнять его рекомендации — довольно сложно, как в силу исторических причин, так и политических.
«СП»: — А кто слушает рекомендации Медведева?
— Минэкономразвития и Минфин, в силу либеральной идеологии, ориентируются не на Путина, а на Медведева. Из сказанного понятно, что дело не сводится к банальному распределению денег. Вообще, сравнение по деньгам показывает, насколько неадекватным может быть формально красивая картинка.
«СП»: — Значит, Медведеву деньги для влияния не нужны?
— Законы и тот же бюджет подписывает Медведев. Если ему что-то не понравится, товарищ Путин и его министерства не получат не только 7 трлн рублей, а вообще ничего не получат. И механизмы взаимодействия и контроля — как президента с правительством, так и правительства с ведомствами - определяет, в конечном счете, президент, как глава государственной власти. Другое дело, может ли Медведев пользоваться своими полномочиями, и хочет ли.
«СП»: — Получается, «Ведомости» немного передергивают?
— Сравнивать премьера и президента по объему контролируемых финансов — это примерно то же самое, что сказать: «Газпром» значительно влиятельнее ФСБ, потому что у «Газпрома» есть прибыль, а у ФСБ — нет никакой. Что «Газпром» может взять кредиты на открытом рынке, а ФСБ не может. Все этот правда, только она не имеет отношения к влиятельности. ФСБ определяет правила игры, и механизм контроля за этими правилами, и именно это — функция президента. А «Газпром» — простой исполнитель.
Словом, премьер может распоряжаться хоть всеми деньгами страны. Все равно премьер только исполнитель — фигура подчиненная. Сравнивать людей на основании денег, которыми они распоряжаются, можно в бизнесе, но в рамках государства — это неадекватный подход.
Другое мнение
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:
— На мой взгляд, эксперты бросились измерять потенциал премьера и президента потому, что на Западе упорно считают: следующим российским президентом будет Владимир Путин. Он, дескать, начал избирательную кампанию. На деле, если бы Путин действительно принял решение избираться в 2012 году, никакой кампании он бы не начал. Премьеру достаточно утвердительно ответить на вопрос: «Будете ли вы баллотироваться в 2012 году?», чтобы его рейтинг взлетел до небес, и практически все группы влияния перешли бы под него.
Но информационная кампания ему нужна. Ему необходимо доказать своему окружению, окружению Медведева, и прочим группам влияния, что он по-прежнему контролирует ситуацию. Что только он, Путин, принимает решение по ключевому вопросу: кто будет кандидатом в президенты в 2012 году.
Когда нас уверяют, что Путин сильнее Медведева втрое, мы наблюдаем подгонку желаемого под действительное. Надо понимать, что «Ведомости» — это либеральная газета, в значительной степени ориентированная на западный истеблишмент. Истеблишмент считает Путина следующим президентом, и газета ему где-то подыгрывает. Что до меня, я для нового президентства Путина не вижу ни экономических, ни политических причин — как и большинство экспертов в России.
Кто из чиновников круче
Самый «обеспеченный» министр — это вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Его ведомство в следующем году распределит 3,9 трлн рублей — и дальше по нарастающей: в 2012 году — почти 4,5 трлн рублей, а в 2013 — 4,8 трлн рублей.
Второй в рейтинге влиятельности, по мнению «Ведомостей» — министр обороны Анатолий Сердюков. Далее идут министр транспорта Игорь Левитин, глава МВД Рашид Нургалиев и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
Кроме того, как пояснили изданию эксперты, влиятельность чиновников зависит от того, на какие ресурсы они могут накладывать или не накладывать вето. По этому признаку аналитики считают вторым после Путина человеком в правительстве первого вице-премьера Игоря Шувалова.