Закончились выборы, словно их не бывало. Но что день грядущий нам готовит в новой ситуации, если она, конечно, новая? Что может измениться, если, как некоторые утверждают, у нас за последние лет пятьсот мало что поменялось? Что могут дать результаты гражданского волеизъявления, ведь на пандемию ковида они повлиять не могут? Не могут! Хотя, чисто теоретически, могли бы поменяться подходы к здравоохранению.
Заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский предполагает, что исследования по ожиданиям россиян, конечно, проводились, собирали разные «фокус группы» — именно на тему «что ждут люди от выборов».
— Но если честно, эти опросы — ничего особенно серьезного не показывают. У нас получается, что в принципе каких-то таких изменений в настроениях людей нет. Я имею в виду следующее: партиям доверяют очень мало. У людей нет ожиданий перемен к лучшему. Есть много проблем, которые, по мнению наших граждан, следовало бы решить. Но их решения практически никто не ждет.
Сам факт проведения выборов у нас становится все менее и менее значимым в сознании граждан. Он важен для самих членов партий, особенно партийных руководителей — это важный этап в их жизни. Для них — это очень значимо. Для них будут какие-то изменения по результатам выборов. А для избирателей — не очень важно и само участие в выборах, и то, какие были дебаты на выборах, что там обсуждалось.
Желание стабильности, которое декларируют многие политики, доминирует. При этом все понимают, что необходимы перемены. Без перемен тех сложных проблем, с которыми сталкивается страна, решить не возможно. Но как это сделать — не знает никто. Поэтому выбор идет в пользу стабильности. Со стабильностью — вроде спокойней…
«СП»: — А вы лично как отнеслись к выборам? Так же как остальные или у вас есть какие-то надежды?
— Я себя не считаю обычным гражданином, потому что я анализирую общественные процессы. Но как гражданин я, естественно, проголосовал на выборах. Однако ничего особенного ни от своего голосования, ни от самих выборов я, как и все, не ожидаю …
Правозащитник, главный редактор журнала «Европейский омбудсман» Сейран Давтян считает, что какие-то изменения в стране происходят:
— В том числе и у нас в Саратове. Запрос на изменения в обществе есть, и он будет только усиливаться.
Власти хорошо поработали на выборах по поводу их лигитимизации. Выборы сделали «прозрачными» для международных наблюдателей. Омбудсмен Российской Федерации пригласила десять иностранных омбудсменов. Они наблюдали за техническим оснащением «прекрасной системы» — уполномоченный по правам человека может, не выходя из кабинета, проследить, как идут выборы на участках. Это хорошо, демократично и соответствует всем лучшим нормам. Но мухлеж идет в других местах, которые не видно.
«СП»: — Политическое поле расчистили, не было конкуренции?
— Несмотря на все это, партия власти теряет своих сторонников. Все больше голосует за коммунистов. Я тоже, впервые за много лет, проголосовал за коммунистов. Их программа мне ближе, чем олигархический капитализм нынешней власти. Те делают свои дела, преподнося это как заботу о народе.
Но общество просыпается. Застой уже надоел. Мелкие подачки — ничего не решают по большому счету, это временное успокоение народа.
Прекрасный пример с моей тещей. 83-летняя бабушка должна была ложиться в больницу. Сдали платные анализы. Пришли, оказалось, что областная офтальмологическая больница стала ковидной. До выборов ее не закрывали, ждали, пока люди проголосуют.
Или накануне выборов дали пенсионерам по 10 тысяч. Они побежали их тратить, но увидели, что все подорожало. Деньги обесценились.
«СП»: — Власти будут твердить: мы победили! Но это не та победа, которую они ожидали?
— Это не победа в глобальном смысле, а просто удерживание позиций. Как бы ни платили перед выборами, как бы ни увеличивали пенсии, но не хлебом единым жив человек. Нужны гражданские права, которые пока что у нас отсутствуют. Властям хочется, чтобы их хорошо воспринимали на Западе. С одной стороны, они не учитывают чужое мнение — как захотим, так и сделаем, но с другой — хочется, чтобы признали наши выборы, соответствующими международным нормам. Хотим быть цивилизованной страной.
При этом к пенсионерам приходили с переносной урной. Ты, например, пенсионер, но в состоянии сам прийти на выборы. Но они стараются тебя изолировать, чтобы не повлияли по пути к избирательному участку. Чтобы люди не видели и не слышали общественных настроений. Их социально разобщают. А сами — дарят календарь с улыбающимся представителем власти.
«СП»: — Мнение человека может поменяться в пользу изображенного на календаре красавца?
— Конечно! Телевизор посмотрели, и настроение улучшилось — оказывается, не все так плохо. А если пройдешь к избирательному участку, послушает одного знакомого, другого — может сформироваться мнение, отличающегося от телевизионного.
Наша саратовская журналистка сняла сюжет про это и выложила в Ютьюбе. Тут же обратился в местную прокуратуру местный атаман — так журналистам препятствуют в выполнении их обязанностей. Не понимают, что у представителя СМИ мнение может отличаться от мнения властей, думают, что пресса — это только пропаганда власти и больше ничего…
Москвичка Светлана Королева живет рядом с избирательным участком и может наблюдать за процессом из окна:
— В первые пару дней выборов, никакого особого движения на участке не наблюдалось. Потом в воскресенье — народ повалил, я и сама пошла. Читала в интернете, что в этот день будет «протестное голосование». Это выразилось в том, что пришли люди на колясках, пожилые и инвалиды. Они, скорее всего, голосовали за коммунистов. Сейчас к ним ходят со специальными запечатанными пакетами, но они решили прийти сами, конечно с сопровождающими, потому, что, как я понимаю, для них это единственная возможность куда-то сходить, на людей посмотреть.
На участке я встретила свою пожилую учительницу. Ей уже за девяносто, но она держится молодцом, сама пришла. К ней подошел бывший ученик, представился: «Здравствуйте Роза Ивановна, я ваш ученик, Васькин!», «Петя Васькин?» — переспросила старая учительница. «Нет, Петя мой отец, а я Сережа».
К сожалению, на этот раз на избирательном участке ничего не работало, ни буфет с пирожками, ничего. Люди ждут от выборов чего-то хорошего, хотя бы атмосферы праздника, как это бывало раньше. Но сейчас — ничего такого нет…
Президент «Евразийского Бизнес Альянса» Андрей Морозов считает, что после выборов жизнь россиян существенно не изменится:
— Во-первых, потому что у партии власти снова большинство в Думе. И Дума пополнилась лояльной к ним партией. Это партия «Новые люди». Я полагаю, что во многих вопросах они будут выступать союзниками. А, значит, никаких сюрпризов в экономике и политической жизни россиян не предвидится.
С одной стороны, это плюс, т.к. известен путь развития. Известна реакция властей на те или иные процессы в обществе. С другой стороны, противники действующих властей и оппозиционеры разных мастей могут паковать чемоданы. Радикализация их деятельности не предвидится.
Вместе с тем, глобальные события и процессы в той или иной степени продолжат оказывать свое влияние на глобальные процессы в экономике россиян. В итоге, по результатам выборов, можно с уверенностью сказать, что как результаты выборов, так и последующая жизнь россиян вполне предсказуема…