Получивший российское гражданство голливудский актер и сценарист Стивен Сигал вызвался помочь наладить диалог между Россией и Японией.
«Мне больно слышать, что отношения двух стран рушатся, и я надеюсь, что их удастся починить», — заявил артист в эфире «Соловьев life»
По его словам, в российском правительстве есть много людей, которые положительно относятся к Японии, а многие японцы отвечают на это взаимностью.
Он также рассказал, что намерен приложить серьезные усилия, чтобы прояснить происходящее между Москвой и Токио, и это касается не только вопроса о принадлежности Курильских островов. По его словам, он намерен встретиться с новым премьер-министром Японии Фумио Кисидой.
Сигал стал гражданином России в 2016 году, а два года спустя, он был назначен специальным представителем МИД России по вопросам российско-американских гуманитарных связей и общего культурно-исторического наследия. Правда, о каких-то серьезных успехах на этом поприще ничего не слышно, отношения с США не только требуют гораздо более серьезной «починки», чем отношения с Японией, они только ухудшаются.
Возможно, Сигал искренне хочет помочь в установлении диалога между Москвой и Токио, он знает Японию: много лет занимался восточными единоборствами, в 2003 году снял фильм о Японии, в котором он использовал часть своей биографии. Но что с того? Даже если он наладит диалог с отдельными политиками, вопрос принадлежности Курил обе стороны даже обсуждать не намерены, а без его решения не будет ни мирного договора, ни «починки» отношений.
Впрочем, хочется напомнить, что в 1956-м году СССР был готов рассмотреть варианты решения спора, но при условии вывода американских баз, на что японцы под давлением США не пошли. Сегодня ситуация не изменилась — Япония по-прежнему одна сплошная база США. Так нужно ли вообще «чинить» отношения со страной, не обладающей полноценным суверенитетом?
— «Чинить» в отношениях между Россией и Японией нечего, — уверен эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов.
— Японцы проявляют упоротость в вопросе «северных территорий», а их менталитет несильно отличается от менталитета милитаристского времени. Естественно, в России полно чиновников и дельцов, готовых сдать Курилы. Пропаганда «японского чуда» на советском ТВ даром не прошла.
«СП»: — И все-такие, есть варианты «починки»?
— «Починить» отношения с Японией можно только одним способом — отдать им Курилы и половину Сахалина в придачу, а то и весь. Ничего другого японцы не поймут. Сигал — наивный американский актер. Американские политики японцев в концлагеря закрывали. Потому что это опасные соседи. Любые уступки они воспримут как слабость. Дашь им палец, они по локоть отхватят!
«СП»: — Сигал говорит, что в российском правительстве есть много людей, которые положительно относятся к Японии. И что? Прояпонские политики в России чем-то могут помочь?
— Все прояпонские политики в РФ могут помочь только одним — сдать им Курилы под благовидным предлогом. Такая попытка наблюдалась совсем недавно и по непонятным причинам была свернута. Не общественного же мнения испугались, в конце концов.
Нас с 80-х убеждают в том, что Япония в случае сдачи Курил готова инвестировать в РФ миллиарды йен. Это такая старая песенка, что ее давно пора прекратить.
— Сигал никакой не дипломат. И вряд ли обладает соответствующими навыками, — считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Конечно, народная дипломатия — это здорово. Но давайте все-таки не переоценивать ее возможности. И тем более возможности самого Сигала. Для меня его предложение — это чистой воды пиар. Ну, или промоушен какого-то продукта с его участием.
«СП»: — Главный вопрос наших разногласий с японцами - это ведь Курилы. Что Сигал японским политикам скажет? Предложит отказаться от островов?
— В том то и дело, что ничего не скажет. Для Японии Курилы — вопрос не внешнеполитический, а внутриполитический. Японские власти не могут отказаться от претензий на острова — их банально не поймет собственное население, которым впаривали идею о том, что Курилы — исконно японская земля. И что Сигал им скажет? «Отдайте Курилы и будьте готовы уйти в отставку?».
«СП»: — Если оставить в стороне вопрос Курил и мирного договора, есть ли у нас еще серьезные разногласия? Можно ли говорить о том, что у нас поломаны отношения?
— Они не поломаны. Они ограничены стеклянным потолком. То есть японцы нормально к нам относятся и даже не вводят вслед за США ряд санкций. Однако курильский вопрос не дает нам продвигаться вперед. И Москва, и Токио это понимают, поэтому выработали определенный формат взаимоотношений, своего рода дипломатический ритуал. Российские политики совершают визиты на острова, японские картинно возмущаются — и все.
«СП»: — Наши отношения омрачает еще тот факт, что Япония — большая военная база США…
— Да, Япония — американский «авианосец». Однако в антироссийском шабаше сейчас она участие не принимает. Себе дороже — японцы очень хотят хороших отношений с Москвой для контрбаланса Китаю. Хотят — но от Курил для этого отказаться не готовы.
«СП»: — По словам Сигала, в российском правительстве есть много людей, которые положительно относятся к Японии, а многие японцы отвечают на это взаимностью. Так ли это? Если даже на уровне отдельных политиков реально наладить диалог, что это даст? Ведь по поводу остров в Японии жесткий консенсус…
— Так, конечно. Тот же Путин хорошо относится с Японией, и у него с премьером Абэ выстроен был контакт. Но стеклянный потолок это пробить не смогло. Япония должна его пробить сама — изменить общественное мнение по островам. Медленно и тонко.
«СП»: — Возвращаясь к тому, что Япония - «база США». Нужно ли нам с оккупированной страной «чинить» отношения? Они же не обладают суверенитетом…
— Япония — не оккупированная страна. Да, ее суверенитет ограничен — но она американцами не оккупирована. Нам нужно с ней поддерживать и расширять отношения. Если мы, конечно, не хотим, чтобы наш поворот на Восток превратился лишь в поворот к Китаю.
— Стивен Сигал ничего не «починит», но пусть хоть так отрабатывает гражданство, — считает политолог Андрей Милюк.
— Когда Кремль начал раздавать российские паспорта вышедшим в тираж зарубежным актерам, это вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Десятки, если не сотни тысяч русских людей, которым не повезло родиться в России, годами обивают пороги управлений по вопросам миграции без особых результатов; беженцы с Донбасса и украинские политэмигранты не могут получить даже разрешение на временное пребывание — из-за чего людей много раз высылали на Украину, прямо в лапы местным правоохранителям. Все это сопровождается грубостью и хамством рядовых чиновников — и вдруг иностранцы получают паспорта из рук первых лиц государства просто из-за ситуативно возникших после 2014 года симпатий к России. Особенно негативное отношение было к «налоговому патриоту» Депардье.
На этом фоне Сигал, конечно, смотрится куда выигрышнее. Человек начал заниматься ровно тем, ради чего ему выдали паспорт. Будет ездить по миру, стыдить зарубежных политиков за русофобию и неспособность договариваться. Добрых намерений хорошего человека в наше время недостаточно, чтобы разрешить территориальный спор, поэтому политики будут его мягко посылать, и в целом миссия Сигала окончится провалом.
Хорошая идея: заслать нашим оппонентам «голубя мира» и выставить их бессовестными политиканами-милитаристами. Правда, как все креативы МИД, эта идея устарела лет на 40 и не соответствует современным реалиям. Добиться своего в мировой политике можно только будучи последовательным и жестким, если не жестоким.
Подвигнуть Японию к заключению мирного договора можно только объединившись с другими странами региона, имеющими к ней территориальные и политические претензии. Погрозить Японии всем вместе кулаками, побряцать оружием, пока Стивен Сигал будет предлагать договориться по-хорошему.