Москва будет делать все, чтобы противостоять расширению НАТО на Восток. Об этом в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Республики Корея Чон Ый Ёном заявил глава российского МИД Сергей Лавров.
«Есть свидетельства того, что натовские планировщики обращают внимание на Восток, уже говорят устами Столтенберга, генерального секретаря НАТО, о том, что миссия НАТО должна распространяться на Индо-Тихоокеанский регион. У них, если послушать, миссия на весь мир должна распространяться. Я считаю, что это очень опасные игры, и мы будем делать все, чтобы противостоять подобного рода тенденциям и повышать осознание всеми странами, на которые такие попытки распространяются, опасности подобного курса», — заявил министр.
«Одной дипломатической работой тут не обойдешься, необходимо принимать и другие меры, которые будут адекватны угрозам, создаваемым в отношении безопасности Российской Федерации. Смею вас заверить, что президент Путин держит эти вопросы на личном контроле», — подчеркнул он.
Впрочем, проблема не только в продвижении НАТО в Азии.
Ранее генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Москве нечего бояться включения Украины в альянс. Он напомнил, что НАТО является оборонительным союзом, добавив, что Киев имеет право выбирать свою траекторию развития.
— Обращение США и их союзников к этой теме — один из способов давления на Москву, — считает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— С другой стороны, ряд экспертов внутри самих США обвиняли нынешнюю администрацию как раз в нежелании форсировать вступление в НАТО тех же Украины и Грузии.
«СП»: — Почему сейчас так актуализируется тема?
— Видимо, дополнительную роль здесь играет дальнейшее охлаждений отношений Россия-НАТО — не будем забывать про лишение аккредитации восьмерых сотрудников российского представительства при этой организации. Кроме того, можно отметить активизацию альянса и его ведущих игроков — проведение встречи министров обороны стран НАТО, а также состоявшееся до этого посещение главой Пентагона Ллойдом Остином трех стран Черноморского региона, в том числе Украины и Грузии.
«СП»: — Как понимать слова Лаврова о дипломатических и недипломатических методах противостояния расширению НАТО?
— Эту реплику главы МИД РФ можно сопоставить с недавней репликой Дмитрия Пескова, что «мы не можем этому помешать…, но можем минимизировать последствия таких шагов для нашей страны». Вероятно, это указание, что Россия будет строить свою политику в сфере обороны и безопасности с учетом вероятного усиления активности НАТО у своих границ.
— Расширение НАТО опасно с точки зрения концепции «Анаконда» — удушения России по периметру ее границ, — говорит военный эксперт Иван Коновалов.
— Сколько бы они ни говорили о миролюбии, о том, что их блок сугубо оборонительный, понятно, что это не так.
Едва ли они решатся на открытое нападение — они нападают только на страны типа Югославии. Однако существует опасность перехода количества в качество: сегодня на наших границах стало слишком тесно — их слишком много вокруг нас: самолеты, корабли, наземная техника — они постоянно находятся возле наших границ. Мы им говорим: не надо, не провоцируйте, но нас не слышат. Так что случайное столкновение не исключено.
Что касается дипломатических методов противодействия, то мне кажется, что они должны быть военно-дипломатическими. Да, это, по сути, концепция противостояния, но у нас нет иного выхода. И у нас есть опыт успеха, который стоит развивать — продление СНВ-3. Ведь американцы готовы были разорвать договор, как до этого разорвали другие договора, тогда произошло бы полное переустройство системы международной безопасности. Но этого не случилось, благодаря твердой позиции России, мы не уступили. Это и есть зона дипломатического взаимодействия и противостояния, где они вынуждены к нам прислушиваться.
Наша задача тут не нервничать и не менять позиции, в том числе — по Грузии и Украине. Их больше всего бесит как раз наше убийственное спокойствие.
— Во-первых, де-факто Грузия и Украина уже в Североатлантическом альянсе, так как они имеют статус партнеров НАТО с расширенными возможностями, — продолжает тему военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.
— Членство в НАТО официальных Киева и Тбилиси — это попросту формализм. Руководство западного военного блока уже распоряжается всеми военными ресурсами «незалежной» и «Джорджии», разговоры по поводу их членства в альянсе превращаются в обыкновенный антироссийский троллинг.
А вот присутствие НАТО в Республике Беларусь и в странах Средней Азии для России, действительно, серьезная опасность. Практически речь будет идти о выживании нашего государства. Поэтому, в случае появления войск Североатлантического альянса в Белоруссии, в Узбекистане и других бывших среднеазиатских республиках, будет означать реальное военное столкновение России (и, возможно, Китая) с одной стороны и стран Запада, прежде всего США, с другой. Защищаться мы будем при помощи угрозы ракетных и воздушно-бомбовых ударов с дальнейшим применением Сил специального назначения.
Все разговоры по поводу включения в НАТО новых членов — это, преимущественно, новый виток антироссийской (отчасти антикитайской) информационной войны. Какой-либо необходимости включения в НАТО новых членов у альянса нет. Эти государства и так в полном распоряжении западного военного блока. Ярким примером здесь является вступление в AUKUS Австралии, также наделенной статусом партнера НАТО с расширенными возможностями.
«СП»: — В Кремле реально испугались, что Украину и Грузию примут в НАТО? Для того есть предпосылки?
— Ситуация связана не с тем, что официальные Киев и Тбилиси станут членами НАТО. По факту они уже послушные субъекты. Дело в том, что эти страны станут послушными исполнителями решений альянса в осуществлении против России военной агрессии. Речь идет о военной агрессии НАТО против нашей страны, но против нас будут воевать во весь опор граждане Украины и Грузии. В этом и есть трагедия происходящего.
«СП»: — Лавров говорит, что дипломатических методов недостаточно. А как мы можем дипломатически остановить НАТО? Дипломатия тут работает?
— Дипломатия, несмотря ни на что, работает. Многие страны — члены НАТО предпочитают обсуждать с официальной Москвой все проблемы за столом переговоров. Для этого в настоящее время существуют переговорные площадки в Баку и Хельсинки. Возможно, они появятся в других местах. Руководство альянса демонстрирует свою решимость в отношении официальной Москвы. Но это до определенного момента или «красной линии».
Как только Москва заявит о своей решимости ответить НАТО военной силой, пыл у натовских стратегов тут же потухнет, а в штаб-квартире в Брюсселе подожмут хвост. Показывать свой героизм на словах — это одно, другое — осуществлять его на деле. Я уверен, что наступит момент, когда в руководстве Североатлантического альянса поймут, что заигрались в антироссийскую истерию, и за это можно очень серьезно поплатиться.
«СП»: — А какие еще есть средства, не дипломатические? Как мы реально можем остановить расширение НАТО или чем ответить, если расширение состоится?
— Только жесткими действиями, как в военной, так и экономической сфере. При этом, возможно, с опорой на КНР. В любом случае мощь и ресурсы для такого жесткого ответа у нас имеются.