России, не отошедшей от четвертой волны коронавируса надо уже готовиться к пятой. Её вспышки уже появляются по миру в целом. И понятно, что помимо чисто медицинских проблем, новый всплеск заболеваний неизбежно повлечет и социальные изменения. Только сделают ли российские власти правильные выводы из предыдущего опыта, или стоит ждать новых непродуманных, а порой и откровенно глупых решений?
Как сообщает официальная статистика, две недели подряд в России пусть медленно, но устойчиво снижается количество заболевших ковидом. По данным на 23 ноября, в стране было выявлено почти 34 тысячи случаев инфицирования, а на пике 6 ноября их было более 41 тысячи. Но и нынешние показатели пока выше, чем максимумы предыдущей третьей волны. В середине июля за сутки заболевали по 25−26 тысяч человек.
Особую тревогу вызывает и неуклонный рост смертности, эту тенденцию пока переломить никак не получается. Более двух недель страна ежедневно теряет свыше 1200 человек в сутки (в июле этот показатель был на уровне 750 человек).
Но если посмотреть на график истории распространения COVID-19 в мире, то можно увидеть, что на планете началась пятая волна. По практике предыдущих волн, Россия повторяет общемировую тенденцию, но с некоторым опозданием. С пятой волной уже вовсю столкнулась Европа.
Важно, что пятая волна во многих странах, которые столкнулись с очередной вспышкой COVID-19, проходит тяжелее предыдущих. Вообще вырисовывается очень нехорошая тенденция: во время каждого нового всплеска эпидемии число заболевающих больше, чем во время предыдущей волны. Это при том, что уже повсеместно применяется вакцина. И если в России доля привившихся составляет немногим более трети, то в Австрии, где сегодня заболевает по 15 тысяч человек, вакцинировались две трети. Во многих европейских странах этот показатель и вовсе выше 70−80%.
Однако самые тяжелые последствия пандемии — социальные и экономические. Люди лишаются работы, разоряется бизнес, в государствах вводятся новые доселе просто немыслимые правила жизни. И главное — к новому заболеванию пока не привыкли. Опять мы видим локдауны, закрытие предприятий. И к этому еще добавились QR-коды прошедших вакцинацию. Последнее нововведение не просто раздражает многих людей, но и выглядит крайне сомнительной с точки зрения права.
Массовые протесты против новых ограничений уже захлестнули Европу. Тысячи граждан выходят на улицы городов с требованием прекратить, как полагают люди, социальные эксперименты. Митингующие удивляются, как это так они вроде почти все вакцинировались, а ограничения вводят ничуть не слабее предыдущих.
Что будет в России? В Казани уже решили пускать по QR-кодам даже в общественный транспорт. Репортажи гостелеканалов хоть и должны демонстрировать мудрость руководителей, но невольно изображают самый настоящий ужас. В Госдуме тем временем готовят законы, согласно которым без QR-кода нельзя будет попасть на самолет и в поезд. Пока их рассмотрение, видимо из-за опасения массового недовольства, перенесли на середину декабря. Но неужели России не избежать ошибок Европы?
Врач-эпидемиолог, профессор Игорь Гундаров считает, что власть будет вынуждена сделать правильные выводы о правильных методах борьбы с ковидом:
— Сейчас в мире началась не пятая волна. Каждый год инфекционные заболевания проходят три волны. Но власти, не зная об этих волнах, говорят нам про четвертую, пятую, потом будут говорить про шестую и девятую. В разных странах эти волны идут с тем или иным сдвигом, сильно влияют географическое положение и другие особенности. Есть еще отдельные всплески. Но обычно каждый год три волны. И самая большая — январская. Нас она ожидает, и будет выше, чем сейчас.
«СП»: — Почему в каждой новой волне заболевших становится всё больше?
— Делать выводы невозможно. Потому что не говорят, кто такие заболевшие. В обычное время ими признавали тех, кто почувствовал симптомы и обратился в медицинскую организацию. Но сейчас выявляют по числу тестированных. Так это заболевшие или у кого оказался положительный тест? Однако это неграмотно. Если делать много тестов, то будет много выявленных случаев, а если тесты прекратить, то и заболевших не будет. Откровенно странная система. Разумным было бы считать число действительно заболевших на количество проведенных тестов. Тогда уже можно будет делать статистику по волнам эпидемии.
«СП»: — Но постоянно растет число умерших.
— Недавно вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что 91% сверхсмертности связаны с ковидом. На мой взгляд, это не так. Сверхсмертность связана с инфарктами, инсультами и другими заболеваниями, но не ковидом. Смерти связаны со страхом, тревогой, опасностью, которые внушены людям политиками. Эти факторы резко снижают резервные возможности организма и ведут к взлету показателей смертности.
Наоборот, если человек уверен, что ничего страшного не происходит, то он не заболеет. Даже холерой! Были же достоверные эксперименты. Роберт Кох выявил «палочку" — возбудитель, подробно описал свои исследования. Один из учеников Макс фон Петтенкофер выпил стакан взвеси холерных эмбрионов и не заболел. Его коллега тоже выпил и заболел в легкой форме. Илья Мечников точно так же выпил на спор стакан взвеси, где были только эмбрионы холеры, и не заболел. Как это объяснить?
Это как раз иммунные и неимунные защитные механизмы организма. Значит, можно через психику подавить страх. Но власти наоборот подавили резервные иммунные возможности людей. И человек начинает заболевать, причем как инфекционными, так и неинфекционными болезнями. То есть, нынешние взлеты смертности связаны не с ковидом, а с действиями власти.
«СП»: — То есть даже после QR-кодов, накопленного опыта, массовой вакцинации волны эпидемии не прекращаются?
— И обычные люди начинают делать выводы. Они говорят: «Позвольте, вакцинируйся или нет, а волны никуда не делись». У людей начинают появляться вопрос за вопросом. Может, дело вообще не в вакцине?
Вспомним сотрудников президента. Все они вакцинировались, их родственники и знакомые тоже. И вдруг внезапно десятки человек заболели, что глава государства был вынужден уйти на самоизоляцию.
И вот мы приходим к выводу, что вспышки заболеваемости не от заражения, а от чего-то другого. И мы видим, что вспышки происходят одновременно в разных частях страны.
Вот так потихоньку формируется правильное понимание того, что происходит.
«СП»: — Власти сделают правильные выводы?
— Пока выводы не сделаны. Я думаю, понадобится еще год. Но жизнь заставит неизбежно эти выводы сделать.