
29 декабря в Санкт-Петербурге состоится очередная встреча президента России Владимира Путина с белорусским коллегой Александром Лукашенко. Лидер Белоруссии прибыл в Северную столицу накануне для участия в неформальной встрече глав СНГ, приуроченной к 30-летнему юбилею образования Содружества независимых государств, в котором его республика, к тому же, в текущем году председательствовала.
В прошлый раз Путин и Лукашенко встречались очно 9 сентября в Москве.
В ходе почти трехчасовых переговоров стороны тогда смогли согласовать все 28 программ по дальнейшему углублению интеграционных процессов между странами. Договорились о сохранении цены на газ для Минска на уровне текущего года — 128 долларов за тысячу кубометров, а также об объединении в будущем рынков газа, электроэнергии и нефтепродуктов России и Белоруссии. Кроме того, было принято решение о переходе к единой промышленной политике, общему доступу к госсазупкам и госзаказу. И о равных правах для субъектов хозяйствования двух стран в Союзном государстве.
Новая российско-белорусская встреча на высшем уровне, как ранее информировала пресс-служба Александра Лукашенко, также будет посвящена актуальным вопросам сотрудничества двух стран. Отмечается также, что программу мероприятий рабочей поездки белорусского лидера в Санкт-Петербург президенты России и Белоруссии обсудили в ходе телефонного в субботу, 25 декабря.
Ее неформальной частью, как сообщил Телеграм-канала «Пул Первого», станет участие обоих лидеров в хоккейном матче, который пройдет в петербургском спорткомплексе «Олимпийский». Вместе с ними на лед выйдут прославленные Вячеслав Фетисов, Алексей Касатонов, Илья Ковальчук и другие звезды отечественного хоккея. При этом Путин и Лукашенко будут играть за одну команду.
Что касается переговорной повестки, то здесь пока конкретики мало. Притом, что актуальных вопросов для обсуждения более чем достаточно, каким именно в этот раз будет отдан приоритет, пока сказать сложно.
Тем не менее, эксперты, опрошенные «СП», сошлись во мнении, что главной темой, с учетом накаленной в целом международной обстановки, может стать именно укрепление российско-белорусского сотрудничества в оборонной сфере.
— На фоне обострения отношений с Западом, безусловно, приоритетом сейчас является международная военно-политическая обстановка, — рассуждает директор аналитического центра «Актуальная Концепция», белорусский политолог Александр Шпаковский. — Впереди очень серьезные переговоры между Россией и США, Россией и НАТО.
На самом деле, ситуацию можно даже сравнить с Карибским кризисом 1962 года. Риторика с двух сторон достаточно жесткая. Украина — мы видим — сосредотачивает наступательную военную группировку на донбасском направлении. Точно такую же наступательную группировку, просто меньшую по численности (хотя 20−25 тысяч военнослужащих тоже немало), под предлогом борьбы с якобы мигрантами сосредоточила у белорусских границ Польша.
Полеты разведывательной авиации НАТО вдоль границ Союзного государства участились очень серьезно. Нагнетается обстановка в Черном море — если в 2020 году силы Североатлантического альянса провели там восемь учений, то в 2021 году уже пятнадцать.
То есть, военно-политическая обстановка сложная. И нельзя исключать того, что с некоего пограничного инцидента или обострения локального военного конфликта могут начаться полноценные боевые действия.
Поэтому, конечно же, президенты Белоруссии и России будут обсуждать этот вопрос.
«СП»: — А что с интеграцией? 28 союзных программ подписаны, но о политической интеграции в них ничего не говорится…
— Проблематика союзной интеграции, безусловно, остается. Действительно, два месяца назад были подписаны все 28 союзных программ. Но это не те вопросы, которые можно решить сиюминутно, одним росчерком пера. Чтобы эти программы имплементировать в национальные законодательства и воплотить на практике, только в Белоруссии надо поменять (либо принять) 400 новых законопроектов.
То есть, 400 нормативно-правовых актов должны быть подвергнуты ревизии или просто заново разработаны. В России, я думаю, ситуация в этом плане еще более сложная, потому что страна больше, и системы госуправления несколько разные.
Вместе с тем, все эти «дорожные карты» имеют определенный временной ресурс. И эффективность их реализации зависит ровно от того, насколько государства наши будут вписываться в разработанные планы.
Условно говоря, синхронизацию наших таможенных и финансовых систем, а также общий энергетический рынок мы создадим за два-три года. Или будем к этому десять лет идти. От этого зависит, конечно, и интенсивность миграционного сближения.
А то, что Союзное государство должно продемонстрировать результат, это совершенно понятно.
«СП»: — Поясните.
— Дело в том, что за этим внимательно наблюдают страны Евразийского экономического союза. И государства, которые присматриваются к Евразийскому экономическому союзу, например, такие, как Узбекистан. И если результата не будет, не будет эффекта для экономик двух стран, то, в общем-то, наше интеграционное объединения не будет привлекательно.
Это тоже очень важный момент, особенно, в свете того вызова, который государствам бросает Запад.
Нужно сказать, тем не менее, что год этот мы завершаем все-таки на более крепких позициях, нежели предыдущий. Потому что окончательно стала стабилизироваться ситуация в Республике Белоруссия. На самом деле, понятно, у кого власть. Во многом белорусское государство очистилось от разного рода шлака.
В России прошли выборы в Государственную думу.
Поэтому, в принципе, внутриполитическая ситуация в странах стабильная. Информационный фон между двумя государствами довольно благоприятный. Никаких видимых споров нет.
Россия совершенно четко демонстрирует линию на поддержку белорусского руководства и белорусской экономики в условиях совершенно античеловечных санкций, которые применяет Запад не только в отношении белорусских властей, а, в первую очередь, в отношении трудовых коллективов крупных белорусских предприятий. В отношении народа Белоруссии, который вопреки каким-либо нормам международного права и нормам морали подвергают этому унизительному санкционному давлению, пользуясь исключительно правом силы.
В этой связи, конечно, российская поддержка, в том числе, финансово-кредитная для нас, безусловно, важна.
Вместе с тем, и белорусскую экономику в 2021 году в клочья разорвать не удалось. По итогам года рост ВВП в республике ожидается в районе трех процентов. Что неплохой результат, с учетом совершено беспрецедентных санкций, которые применяются против нашей страны со стороны ЕС, США и их сателлитов. Секторальные санкции, запрет на экспорт калийных удобрений
Кроме того, в Петербурге неформальная часть запланирована — хоккейный матч. Это тоже демонстрация определенного уровня доверия между двумя лидерами — они будут играть в одной команде. Поэтому мы в Минске, в принципе, с очень хорошими ожиданиями наблюдаем за предстоящей встречей.
Руководитель Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия», писатель Алексей Кочетков, в свою очередь, заметил, что Белоруссия остается для России наиболее приоритетным направлением.
— В частности, об этом говорит и недавнее назначение нового посла в Минск. Борис Грызлов, это все-таки политический тяжеловес, человек из ближайшего окружения российского президента. В недавнем прошлом председатель Государственной Думы — по сути, третье лицо в государстве.
Назначение политической фигуры такого уровня после некой посольской чехарды говорит о том, что для Российской Федерации белорусское направление перестало быть второстепенным.
Что касается приоритетных тем предстоящих переговоров двух лидеров, то, я думаю, в нынешних условиях в первую очередь будет обсуждаться вопрос военного сотрудничества. Во-первых, там очень сильно ужесточилась польская риторика. Опять же, американцы наращивают свое военное присутствие и в Польше, и в Прибалтике. Что непосредственно затрагивает сферу национальной безопасности и России, и Белоруссии.
Здесь, я думаю, как раз настал момент совершенно серьезно, без всяких виляний обсуждать интеграцию белорусских вооруженных сил в систему российской обороны.
«СП»: — В ходе большой пресс-конференции Путин назвал Лукашенко непростым переговорщиком. Но отметил, что Москве и Минску удалось достичь понимания по ряду важных вопросов. Теперь же, по словам президента, «речь идет о том, чтобы синхронизировать налоговое, таможенное дело и законодательство», что должно стать первым этапом для достижения «наивысшего результата». Как это следует понимать?
— Очень бы хотелось надеяться, что под этим подразумевается все-таки создание единого государства, как такового — союзного, конфедеративного, но, в любом случае, единого государственного организма.
Думаю, что в этом даже больше заинтересована белорусская сторона. Потому что, собственно говоря, для Белоруссии вопрос о сохранении своей идентичности стоит сегодня остро как никогда.
И если люди, которые руководят Белоруссией, хотят думать не только о своих сиюминутных интересах, но и о будущем белорусов как части триединого русского народа, но они, конечно, должны все-таки сделать исторический выбор раз и навсегда. Ведь Россия на протяжении столетий не только сохраняет их суверенитет, как самобытной части русской цивилизации. Россия сохраняет их идентичность.