Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Импортозамещение
25 апреля 2022 13:45

GPS почти не виден — пилотам придётся летать по пачке «Беломора»

У американской системы навигации на бортах российских самолётов шкалят датчики

8916
GPS почти не виден - пилотам придётся летать по пачке "Беломора"
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Анло-саксонка опять гадит. На этот раз — американка. Теперь — в воздухе. На земле ей кажется мало. Вроде как достаточно надежный (ранее), удобный и привычный для гражданских летчиков GPS, оказывается, может давать сбои. Об этом предупреждает Росавиация, на которую ссылаются «Известия». Такие инциденты возможны в районе Прибалтики, Чёрного моря, недалеко от Кипра, Израиля и Турции.

Это был «тонкий намек на толстые обстоятельства». В американской прессе уже выстрелил целый ряд статей, муссирующих одну и ту же тему: а не пора ли отрезать Россию от самой распространенной в мире спутниковой системы? Хоть предупредили. И на том спасибо.

Первым на этот информационный вброс отреагировал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Он просто предложил заменить GPS на ГЛОНАСС и «особо не напрягаться» по этому поводу. А также пообещал направить в Минтранс и Росавиацию соответствующие «технические планы» по этому поводу. У нас, мол, есть система, к которой подключен каждый смартфон.

Читайте также

После заявления Рогозина в околоавиационных кругах взметнулась и заклубилась ожесточенная дискуссия. Возникло аж три лагеря — антиджипиэсники, проджипиэсники и «неопределившиеся». Вернее — «запутавшиеся».

Лётчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин назвал отказ от системы глобального позиционирования GPS критичным для полетов.

— У современных пилотов нет навыков полетов без навигации. Люди уже давно не обучались другому. Сейчас в Росавиацию берут по иным критериям. Первый — знание английского. Второй — умение управлять компьютером. Если самолеты третьего поколения управлялись пилотами, то современные самолеты управляются компьютером. А компьютером — точнее несколькими сразу — управляет пилот. И все происходит на этой самой системе GPS.

Со стороны это немного напоминает конфликт поколений. Вот, мол, старая гвардия была что надо, а современное поколение без компьютеров шага ступить не может. В небо не поднимутся! Впрочем, была бы голова на плечах, с остальным можно разобраться, уверен Базыкин.

— Ничего страшного (в замене навигационных систем, — ред.) я думаю, нет. В течение двух недель, может быть, месяца все-таки можно освоить новую систему. А для кого-то придется освежить в памяти старое — как раньше мы летали. Это все критично до тех пор, пока не существует методики летного обучения. Она, к сожалению, утратилась.

Так критична замена или все-таки не очень? И что, подучиться на новую систему пару недель — такая большая проблема для летчиков? Они вообще-то в своих институтах по пять лет учились… И ничего — до вожделенной профессии добрались.

— Отказ российских самолетов от GPS — это проблема, действительно, серьезная, — убежден директор департамента рынка капиталов компании «Универ капитал» Артём Лютик.

— Выросло уже не одно поколение пилотов и штурманов, не имеющих достаточных знаний и опыта для применения более традиционных систем навигации. Сейчас количество используемых российскими компаниями самолетов ограничено закрытием неба по ряду направлений. И замена оборудования на ГЛОНАСС не должна занять много времени. А от использования GPS так или иначе стоит отказаться в современных условиях. Даже если бы не было фактов искажения и подмены сигнала, о которых стало известно. Это надо сделать хотя для того, чтобы не финансировать структуры стран, ведущей против России крайне враждебную политику. Возможно, стоит даже запретить самолетам третьих стран использовать оборудование ГЛОНАСС в российском воздушном пространстве.

Читайте также

Авиа-аналитик Роман Гусаров заявил, что использование ГЛОНАСС вместо GPS вполне безопасно для полетов.

— GPS — не основная система навигации, которой пользуются российские пилоты. Есть и другие. В авиации показания всех приборов берутся с разных источников. Чем их больше, тем больше информации. Если две системы совпадают, а третья показывает другое, понятно, кто из них врет. В воздухе любой пилот для подстраховки пользуется разными системами. Среди них — европейская Galileo, китайская Compass (Beidou) и, разумеется, родной ГЛОНАСС. А GPS — система вспомогательная. Даже если сигнал GРS полностью исчезнет, пилоты все равно надежно перевезут пассажиров.

Политолог и журналист Юрий Светов считает, что чем раньше мы уйдем от американской системы, тем лучше.

— В текущих обстоятельствах говорить о соблюдении каких-то прав бессмысленно. США все равно будут поступать так, как считают нужным. Они нацелены на то, чтобы раздавить Россию. А то, что это может привести к катастрофам, к человеческим жертвам, их совершенно не волнует.

Интересную точку зрения на проблему высказал российский политолог Сергей Михеев. Он в свое время тоже имел самое прямое отношение к авиации. Но любовь к политике вытеснила прежнюю страсть. По мнению политолога, помехи системе GPS рано или поздно приведут к катастрофам в воздухе. И этот «воздушный терроризм» вполне в стиле и в духе американцев.

Эта филиппика имеет под собой обоснование. На Ближнем Востоке, где внешняя политика США привела к миллионным жертвам, Америку вообще открыто называют террористическим государством. Американский истеблишмент традиционно спонсировал террористов, не считаясь с жизнями граждан «недружественных» ей стран. И что мешает тем же спецслужбам отключить свой GPS у российских самолетов, когда те будут лететь через океан или Гималаи, где после крушения самолет будут искать месяцами в каком-нибудь ущелье?

Тем более что «спящий Джо» (Байден) сам периодически «отключается от GPS». То он перепутает на выступлениях жену с сестрой, то руку пустоте пожмет. Этот публичный афронт с рукопожатием даже у американских журналистов вызвал вулканический выброс желчи, ядовитого сарказма и издевательских острот. А у политиков всего мира — тревогу и резонные опасения. Когда президент крупнейший в мире ядерной державы периодически пребывает в анабиозе, заигравшиеся спецслужбы, нафаршированные «ястребами», могут доиграться до ядерной войны и превратить в пепел полмира.

Американцы, как известно, — большие мастера доводить ситуацию до красной линии, кризиса, ставя мир на край катастрофы. Это — родовая черта их политикума. Они и своих-то президентов щелкают как куропаток, когда те отклоняется от «линии партии», а до чужих народов, стран и континентов им вообще дела нет. В тот же пылающий на Украине конфликт они готовы поставлять вооружение сколько угодно долго — лишь бы в горниле боевых действий погибло как можно больше славян.

Так что устроить пару-тройку катастроф в воздухе, заглушив на время GPS, вполне было бы в их стиле. Ничего личного, только ненависть. К русским.

Суммируя все вышеизложенное, хотелось бы внести в эту дискуссию свои «пять копеек».
Первое. Наша армия (и армейская авиация) уже давно перешли на собственную систему наведения. И судя по тому, что наши «Калибры», «Кинжалы» и «Искандеры», будучи пущенными за тысячу верст до цели, попадали даже в движущийся танк, система навигации работает исправно.

Второе. GPS возник не так давно. Российская авиация существует намного дольше. А как же раньше наши летчики летали без GPS-то? По звездам, что ли, ориентировались?

Читайте также

Третье. Возможно, что в использовании GPS покомфортнее, чем ГЛОНАСС. А к хорошему привыкаешь быстро. Вот и не хотят летчики «геморроиться» и переучиваться на отечественную систему. Но армейцы-то (и летчики в том числе) научились. И пользуются ей успешно, оперативно и эффективно. В чем проблема? В лишении привычного комфорта? Ну извините.

Хотелось бы нескромно напомнить гражданским летчикам, что у них на сегодняшний день — одна из самых высоких в России зарплат. От трехсот тысяч до полумиллиона в месяц. Выше — только у топ-менеджеров «Газпрома». За такие деньги можно не что ГЛОНАСС — китайскую грамоту выучить. Как минимум, ту ее часть, которая с авиацией связана. Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Лучше нажимать на одни и те же кнопки, смотреть одни и те же карты, работать по накатанной системе, особо не напрягая мозг, и получать за это «шоколадную» зарплату.

Но есть один нюанс. Мы живем в сложное время, и Запад объявил нам войну. И жертвой в этой войне могут статьи наши граждане, летящие на борту ведомого вами самолета. И их жизнь нам точно дороже душевного комфорта и нежелания учиться наших «дорогих» (в прямом смысле слова) пилотов.

Так что учите матчасть, господа. Не надо сотрясать воздух. Надо по нему летать. Причем уверено и максимальной безопасно.

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня