Индивидуальных предпринимателей, фермеров, адвокатов и нотариусов, не заплативших страховые взносы в социальные фонды, с 2011 года не будут выпускать за границу. Необходимые механизмы разрабатывает Пенсионный фонд России (ПФР)и Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
Как сообщили в пресс-службе фонда, самозанятые (а это как раз индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских хозяйств, адвокаты и частные нотариусы) должны перечислять за себя в социальные фонды страховые платежи. Сумма зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ) на начало года.
Всего на учете в фонде состоит 4,3 млн плательщиков, которые платят взносы исходя из стоимости страхового года. На ноябрь в ПФР поступило только 28% суммы (это 12,4 млрд рублей), которую самозанятые должны перечислить за год.
Параллельно фонд ведет работу с ФССП. В частности, с 2011 года фонд планирует активно обращаться в суд, чтобы взыскивать задолженности по страховым платежам. По ходатайству фонда и решению суда может быть признана такая мера обеспечения, как ограничение на выезд за рубеж. Таким образом, неплательщики социальных взносов могут попасть в список «невыездных».
Что стоит за желанием ужесточить фискальные механизмы, рассуждает президент Союза арендаторов и предпринимателей Росси Андрей Бунич.
«СП»: — Андрей Павлович, взыскивание налоговых недоимок с помощью запрета выезжать за рубеж — это нормально?
— В принципе, да. Но здесь очевиден и другой момент: это удар по среднему классу. Надо сказать, в нашей стране экономические трудности всегда приводили к ударам по средним слоям населения. У бедных брать нечего, а с богатых взятки гладки. «Элита» в России выходит из финансовых кризисов без потерь, перекладывая проблемы на всех остальных.
Вспомните 1998 год: тогда от кризиса пострадал, в основном, средний класс — мелкие и средние предприниматели, люди, накопившие небольшие состояния. 2008-й кризис наиболее полно тоже ощутили средние слои. В свете этого, нынешняя совместная инициатива ПФР и ФССН — первый «звоночек», что давление на средний класс в России будет и дальше нарастать.
«СП»: — Почему нарастать, кризис-то закончился?
— Закончится, потому что беднейшие слои населения до сих пор не понимают, что происходит. Поэтому в обществе и возникает иллюзия выхода из кризиса: огромная масса людей настолько плохо жила до 2008 года, что не почувствовала значительного ухудшения после него.
А вот средняя прослойка почувствовала, что уменьшаются возможности для ведения бизнеса, меньше точек приложения своих возможностей. Слава Богу, вклады не пострадали, и не упали цены на недвижимость, владеет которой тоже, в основном, средний класс.
«СП»: — Вы говорите, средние слои испытывают на себе давление кризиса. В чем это выражается?
— Практически все «середняки» являются заемщиками: они набрали потребительские, ипотечные, автокредиты. Ведь очень многие в России до 2008 года рассчитывали на величайший подъем нашей экономики — вспомните хотя бы оптимистичную «Стратегию-2020». Люди набирали кредиты в расчете на процветание, на возможность безболезненно отдавать кредиты в течение десятков лет. Когда выяснилось, что процветания не будет, и рынки сужаются, задолженности повисли на среднем классе, как камень на шее.
Вообще, средний класс потерял уже очень многое, его представители бедствуют в скрытом виде — они со всех сторон обложены кредитными договорами.
«СП»: — Насколько велик этот средний класс?
— К сожалению, Росстат упорно не желает анализировать классовую структуру российского общества. Хотя в ходе той же всероссийской переписи это можно было достаточно легко вычислить. Например, задав несколько вопросов о потребительских предпочтениях людей. По косвенным признакам можно утверждать, что к бедным относится около 80% россиян. У них нет накоплений, нет счетов в банке. Согласитесь, таких людей к среднему классу причислить трудно. Эти граждане, как правило, не мобильны, и не передвигаются даже внутри России, не говоря о поездках за границу.
Следовательно, в проекте поправок ПФР и ФССП речь идет об оставшихся 20% населения, которые проявляют потребительскую активность.
«СП»: — Почему в качестве меры наказания выбраны поездки за границу?
— По количеству выезжающих за границу можно судить, сколько люди зарабатывают. Понятно, на последние деньги в такие поездки не ездят. Замечу, россиян ездящих по заграницам, не слишком много. Статистика говорит, что ежегодно границы России пересекает около 12 миллионов человек. Среди них много тех, кто ездит за границу дважды в год или чаще. Если исключить двойной счет, получится, за границу ездят 6−7 миллионов человек в год. Из них только миллион человек ездят в такие вояжи часто. Остальные посещают, в основном, Турцию, Египет, а также Китай — с целями челночного бизнеса.
«СП»: — Сколько реально взыскать с индивидуальных предпринимателей, фермеров, адвокатов и нотариусов, запретив им в случае неуплаты расскатывать по заграницам?
— Даже если меры фискального характера будут удачными, они коснутся всего 5−6 миллионов россиян. С остальных брать нечего: 80% бедны изначально, еще 10% - загружены кредитами под завязку. В остатке — небольшая группа людей, которых и будут сейчас дожимать.
Внимание именно к запрету на поездки за границу косвенно показывает, что именно эту привычку многим согражданам придется оставить. Государство рассудило, на мой взгляд, так: на средства, которые люди тратят на поездки, можно и бюджет пополнить. Возможно, власти идут на это, поскольку не считают поездки за границу жизненно-важными для граждан.
«СП»: — О какой сумме может идти речь?
— Теоретически, если лишить 5 миллионов человек возможности ездить за границу, и заставить их платить, скажем, по 1000 долларов на другие цели — принудительные платежи и налоги, которых избежать невозможно — можно собрать до 5 млрд долларов, или около 150 млрд рублей. Не знаю, стоит ли игра свеч. Но, возможно, люди, которые формируют бюджет, считают, что стоит. Им неважно, за счет какого изменения структуры потребления это происходит.
Сколько платят ПФР индивидуальные предприниматели
В 2010 году стоимость страхового года рассчитывается исходя из минимальной зарплаты в 4330 рублей и действующих ставок страховых взносов в фонды (пенсионный — 20 процентов, Федеральный фонд обязательного медстрахования — 1,1 процента, территориальный медстраха — 2 процента). Так, в Пенсионный фонд каждый индивидуальный предприниматель должен в этом году перечислить 10 тысяч 392 рубля. Платить всю сумму сразу или разбить ее на части — каждый определяет самостоятельно.
Если до 31 декабря предприниматель не перечислит положенную сумму в полном объеме, на сумму задолженности начисляется пеня. Кроме того, Пенсионный фонд вправе вынести решение о взыскании недоимки и направить инкассовое поручение на списание денежных средств со счетов плательщика или передать постановление в Федеральную службу судебных приставов. Эта практика уже применяется.