Политика

Жертвам бандитов заплатят конфискатом?

С такой инициативой выступил Следственный комитет

  
19

Следственный комитет совместно с членами Общественной палаты разработал проект закона «О потерпевших от преступлений». Согласно документу, платить компенсации пострадавшим будет государство. Жертвам преступлений не придется ждать, когда у осужденного появится возможность возместить причиненный ущерб.

Как заявил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, действующее уголовное законодательство предусматривает такие формы возмещения вреда, как добровольное возмещение имущественного и морального ущерба. Но этого недостаточно, если виновник не хочет или не может компенсировать ущерб. Причина — в неурегулированности статуса потерпевшего. Согласно новому законопроекту, права потерпевших от преступлений охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Для возмещения ущерба и оказания другой социальной помощи потерпевшим от преступлений в законопроекте предусмотрено учреждение Национального компенсационного фонда. Управлять им должно будет непосредственно правительство РФ. Финансирование фонда предлагается осуществлять за счет конфискованных денежных средств, полученных преступным путем, а также взимаемых штрафов, реализации арестованного имущества должников, и средств из федерального бюджета.

Что нам даст законопроект Бастрыкина, рассуждает адвокат Игорь Трунов.

«СП»: — Игорь Леонидович, законопроект, предложенный Следственным комитетом — это шаг в правильном направлении?

— Принятие закона, защищающего пострадавших от преступлений — вопрос злободневный. Его нельзя даже назвать актуальным, настолько он «перегрет». Даже страны СНГ ратифицировали европейскую Конвенцию о защите жертв насильственных преступлений, Азербайджан умудрился ее подписать. А мы — топчемся на месте. И путь, каким образом предлагает решить проблему Бастрыкин, не соответствует международным нормативным актам. Другими словами, этот законопроект не позволит России ратифицировать европейскую конвенцию, он не соответствует правоприменительной практике Европейского суда.

«СП»: — Почему?

— Законопроект выстроен под интересы ведомства — что, в общем нормально. Ненормальную позицию здесь занимает только Общественная палата — непонятно, как она умудрилась подписаться под этим законопроектом. Потому что сразу возникает вопрос: палата у нас — это придаток Следственного комитета, или она занимается защитой прав и свобод граждан?

«СП»: — Что в законопроекте вас не устраивает?

— Законопроект выдает ведомственную заинтересованность тем, что не охватывает всего спектра проблем, которые имеются в деле защиты прав потерпевших. Прежде всего, законопроект не решает болезненный вопрос о предоставлении потерпевшему бесплатной юридической помощи. Он его даже не затрагивает, потому что Следственный комитет не заинтересован в том, чтобы потерпевший был представлен профессиональным юристом, и мог требовать от следствия объективности и справедливости. Видно, что Следственный комитет желает оставить себе карт-бланш, весь спектр усмотрений, который предоставила ему Госдума РФ, и которые сегодня так больно бьют по потерпевшему.

Другой болезненный вопрос — взыскание вреда в пользу потерпевшего. Сегодня такое взыскание предусмотрено отдельным гражданско-правовым иском, который потерпевший самостоятельно подать не сможет, и никто не собирается ему в этом помогать.

«СП»: — А положительные новации в законопроекте присутствуют?

— Да. Например, предложение создать Национальный компенсационный фонд. Единственное, что вызывает вопросы — идея наполнять фонд за счет конфискованных средств. Россия, напомню, отказалась от такой меры, как конфискация имущества. Непонятно поэтому, на какие деньги будет пополняться фонд?

«СП»: — Но есть конфискат на таможне, деньги у преступников иногда конфискуют, разве нет?

— Сегодня накладывается арест на финансовые средства и материальные активы, которые находились в обороте экономического преступления. Они поступают в доход государства, их реализуют по конкурсу судебные приставы-исполнители. Но это относительно небольшие деньги. Рассуждать, что Национальный компенсационный фонд будет помогать более 10 миллионам потерпевших, ежегодно появляющихся в России, за счет конфискованных преступных средств — это несерьезный разговор.

«СП»: — Кстати, если конфискуют «грязные» деньги, полученные, допустим, от торговли наркотиками, их уничтожают или возвращают в оборот?

— Никто их не уничтожает, деньги поступают в доход бюджета, и снова поступают в оборот… Но, повторюсь, все это — незначительные средства. Как часть Национального компенсационного фонда, они имеют право на жизнь. Но как основанная часть — конечно, нет.

«СП»: — Бастрыкин говорит, что необходимо урегулировать проблему получения статуса потерпевшего. Что он имеет в виду?

— Это тоже положительный момент в законопроекте. Сегодня статус потерпевшего устанавливается вынесением отдельного постановления. Когда выносить это постановление, закон ничего не говорит. Потерпевший становится таковым с момента появления этого постановления, и только тогда закон наделяет его спектром прав — до этого у него никаких прав нет.

Сегодня следователь как поступает, чтобы потерпевший не путался под ногами? Он выносит это постановление в конце расследования, и тем самым наделяет потерпевшего определенными правами. Но к тому моменту смысла в этих правах уже нет.

Возьмите, например, ДТП на Ленинском: погибла женщина, но статуса потерпевшей у нее долгое время не было, каких-либо прав — тоже. Итог — следователь в гордом одиночестве расследует дело. Вообще, мечта Следственного комитета — чтобы им никто не мешал делать все, что ему вздумается (я намекаю на коррупционную составляющую).

Бастрыкин предлагает, как только дело возбудили, сразу выносить постановление, и наделять потерпевшего определенным объемом прав. Но лицемерить не надо: объем прав у потерпевшего предельно мал. Даже в лучшем варианте, если потерпевший нанимает профессионального адвоката, адвокат не имеет возможности собирать доказательства, вести опрос свидетелей.

Получается, некоторую пробельность в законодательстве это предложение Бастрыкина устраняет. Но было бы шикарно, если бы заодно увеличили права потерпевшего, — хотя бы потому, что он является равным участником процесса со стороны обвинения.

«СП»: — Вы говорите, с таким законопроектом мы не приблизились к нормам международного права. Чего для этого не хватает?

— У нас в России — огромный процент нераскрытых преступлений. По данным ВНИИ МВД России, около 60% жертв преступлений предпочитают вместо обращения в милицию предпринимать самостоятельные действия по восстановлению справедливости. Каждый год в России появляется свыше 2 миллионов потерпевших. Если же учесть близких родственников пострадавших, их иждивенцев, то количество составит более 6 миллионов человек. Согласно статистическим данным МВД РФ, в 2009 году рассматривалось свыше 22 млн заявлений, сообщений о происшествиях. И только по 10% из них принимаются решения о возбуждении уголовных дел. Если учитывать латентную преступность, примерно 7 миллионов человек становятся жертвами незарегистрированных преступлений.

Нам надо, повторюсь, ратифицировать европейскую Конвенцию о защите жертв насильственных преступлений. Это важно в ситуации, когда преступники не найдены, когда преступление остается латентным, нераскрытым. У нас такое случается сплошь и рядом, особенно когда преступники известны, но ловить их никто не хочет, или когда правоохранительные органы уже взяли деньги за свое бездействие.

Эта ситуация, кстати, взбесила фанатов в расследовании убийства Егора Свиридова. Нынешняя попытка перевести стрелки на националистов абсолютно неверна. Всех возмущает другое: коррупция правоохранительных органов и отсутствие справедливого судопроизводства.

Подобные вопросы европейская конвенция предлагает решать следующим образом. Если преступник не найден, если правоохранительная система не желает или не может раскрывать преступление — значит, она должна платить. Другими словами, в случае нераскрытого преступления государство выплачивает возмещение вреда пострадавшим. Тем самым государство стимулируется к контролю своей правоохранительной системы.

Законопроект Бастрыкина не решает этот самый главный вопрос.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня