Верховная Рада приняла изменения в законопроект о правах меньшинств. Документ обязывает государство принимать меры для достижения в экономической, социальной, политической и культурной жизни подлинного равенства между лицами, принадлежащими к нацменьшинствам, и большинством населения.
Власти должны бесплатно обеспечить учебниками и пособиями представителей нацменьшинств, получающих среднее образование, и педагогических работников. Вводится понятие специализированного книжного магазина, образованного для реализации прав нацменьшинств.
Определяется, что в населенных пунктах, в которых нацменьшинства проживают традиционно или составляют значительную часть населения, допускается распространение рекламы, выполненной на государственном языке и дублированной на языках соответствующих нацменьшинств.
Интересно, как это соотносится с законом «о языке», который фактически запрещает использование иных языков, кроме украинского? А с отдельными ограничениями на медиапродукцию на русском и прямым запретом на российские книги, фильмы?
Впрочем, если речь о русских или русскоязычных, то вполне сочетается, ибо их на Украине меньшинством, очевидно, не считают. В августе депутаты правящей партии внесли в парламент проект изменений к закону о нацменьшинствах, в котором говорится о том, что эти нормы не будут распространяться на русских, а права и свободы нацменьшинств могут быть ограничены в интересах нацбезопасности, территориальной целостности и общественного порядка.
Зачем вообще нужны законы, которые де-факто не работают? Чтобы создать иллюзию демократического государства перед «западными партнерами»?
— Украина — не та страна, которая собирается выполнять взятые на себя обязательства, — уверен историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский. — Поэтому закон о нацменьшинствах — больше декларативная и декоративная вещь, чем правовой документ. Киеву надо отчитаться перед западными хозяевами о построении демократического общества — вот и принимаются подобные акты, которые будут существовать разве что на бумаге.
«СП»: Почему на русских это не распространяется даже в теории?
— Русские на Украине — вообще никто и звать никак. Для Киева они вообще никакие не русские, а русскоязычные украинцы. Никаких прав им не положено в принципе.
«СП»: Закон обязывает власти обеспечить учебниками и пособиями представителей нацменьшинств, получающих среднее образование, и педагогических работников, вводит понятие специализированного книжного магазина. Будет это хоть как-то работать на практике?
— На бумаге может быть всё, что угодно, но в реальности это никто не будет финансировать: денег в стране нет и так. Ну, может быть, на учебники и педагогические кадры выделят какие-то ассигнования, но те же специализированные книжные магазины скорее всего просто не выдержат конкуренции: создание литературы на языках нацменьшинств требует серьёзных дотаций.
«СП»: На Украине давно запрещают российскую медиапродукцию на законодательном уровне. Как это будет сочетаться?
— Здесь скорее вопрос коммерческой выгоды. Если такая реклама будет иметь действие, то никакие законы о державной мове её не запретят. А специально готовить рекламный продукт для национальных меньшинств никто не станет.
— Сейчас Украина проходит проверку на членство в ЕС и НАТО, недавно было заявлено о проблемах со стороны Венецианской комиссии, которая следит за соблюдением (точнее несоблюдением) прав национальных меньшинств на Украине, — напоминает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов. — Так что повышенная активность киевских властей не удивительна. На воре шапка горит.
Далее Киев отрапортует о выполнении всего круга поручений, данных международными организациями. И там это тоже прекрасно понимают и не ждут революционных прорывов, исполнения обещаний соответствовать законодательству ЕС со стороны Украины. Да это, по большому счету, никого и не волнует: достаточно деклараций Киева об исполнении международного права.
«СП»: Судя по тому, что мы знаем об этом законе, он будет входить в противоречие с уже существующими нормами…
— Все законодательство постмайданной Украины продолжает нарушать и международное право, и собственное. В том числе закон о языке, который обещает гражданам безопасное существование русского и языков национальных меньшинств. Украина демонстративно нарушает права собственных граждан, записанные в конституции страны. Было несколько резонансных случаев, когда книги на русском языке выбрасывались из библиотек на свалку. А в Киеве запрещали общаться в публичном пространстве на русском.
Все это дикое нарушение и международного права, и украинского законодательства. На фоне таких действий Украины, сравнимых с политикой Третьего рейха особенно странными выглядят инициативы некоторых чиновников РФ вроде министра народного просвещения Кравцова о преподавании «правильного» украинского языка на новых территориях, причем за наш счет. Главное, чтобы «там», в Европе, не подумали, что мы «такие же» как украинцы. Эта политика мазохизма и искусственного пестования искусственного украинского языка до добра не доведет. При этом тот же Кравцов изымает из ЕГЭ русскую классику — якобы согласно с мнением большинства нашего общества. Все это большая глупость и наглое лукавство чиновников.
«СП»: А что с венграми? Будапешт сильно давит на Киев из-за прав своих соплеменников в Закарпатье, но Киев не идет навстречу. Боится сепаратизма? Или они таки договорятся, чай не с русскими же?
— Венгры — второй этнос Украины по степени «вредности». Венгрия настойчиво и плодотворно продвигает интересы своих соотечественников. И я не верю, что она изменит этот подход, слишком уж много сил вброшено.
«СП»: Какие еще нацменьшинства могут создать проблемы выстраиванию моноэтнического государства на Украине? Удастся ли с ними договориться?
— Буквально все. Прежде всего, препятствия создаются венграм, составляющим 12 процентов населения Закарпатья — исторической Подкарпатской Руси. Запрещают преподавание на болгарском языке, считая болгар Болградского района прорусскими. Цель украинских властей в культурно-образовательной сфере — полная аннигиляция национальных меньшинств и русских Украины и превращение их в «идеальных украинцев». Об этом еще в мае 2021 года говорили российские и зарубежные участники конференции «Национальные меньшинства и русские Украины — объекты насильственной украинизации».