Польша предъявит Украине счет за оказанную стране помощь и поставит ряд условий, заявила кандидат в депутаты сейма Польши от правой коалиции «Конфедерация» Анна Брылка. По ее словам, «благодарность не является валютой в международных отношениях».
В числе условий: снятие жалобы на Варшаву в ВТО из-за запрета на импорт зерна, прекращение «украинизации» двусторонней торговли, проведение эксгумации жертв Волынской резни и доступ Польши к процессу восстановления незалежной после завершения конфликта.
Ранее руководитель фракции «Конфедерация» в Сейме Кшиштоф Босак утверждал, что уже выставил счет Украине за помощь, оказанную Киеву. Речь о 101 миллиарде злотых (более двух триллионов рублей — «СП»).
Польша уже выставляла счета Германии и России за «оккупацию», так что можно предположить: Варшава не шутит.
Впрочем, в стране уже в это воскресенье пройдут выборы в Сейм, да и заявление свое Брылка сделала в ходе в ходе дебатов на ТВ. Может, это просто агитационный шум, польские политики эксплуатируют растущие антиукраинские настроения избирателей?
— Безусловно, на фоне грядущих парламентских выборов польские политики в первую очередь заинтересованы заручиться поддержкой граждан, — убежден заместитель руководителя Центра изучения гражданских и военных конфликтов (ЦИГиВК) Павел Екатеринин. — Все мы прекрасно понимаем, что миллионы украинских беженцев, которые находятся на территории Польши, доставляют много проблем обычным польским гражданам, которые своими налогами кормят незваных «гостей».
Усталость польского общества от надоедливых соседей с Украины уже ощущается. Об этом прямо говорит и недавнее заявление Кшиштофа Босака. Даже такое «братское» государство для Украины, как Польша, не будет жертвовать экономической стабильностью ради другой страны. Как тут не вспомнить заявление Дуды о тонущем корабле под названием Украина.
В целом стоить воспринимать политику европейских стран как бизнес. Любой коммерсант рассчитывает на хорошие дивиденды после значительного вложения средств. Вот только вопрос: а смогут ли вообще Польша и другие европейские страны выставить счет Украине, когда существование этого государства находится под большим вопросом. В ЕС это прекрасно понимают, и денежных траншей Киеву стало выделяться меньше. Грамотный бизнесмен не будет вкладывать круглую сумму в заранее бесперспективный проект.
— С одной стороны, заявление Анны Брылки — это предвыборная риторика, было бы глупо это отрицать, — отмечает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо. — Но, с другой стороны, симптоматично, что данный комментарий политика совпадает с общественными настроениями в польском обществе и с тональностью антиукраинских заявлений официальной Варшавы. Поэтому, здесь всё совпало — и пиар, и настроения, и тенденции.
«СП»: В Польше многие разделяют эти настроения? В элитах? В обществе?
— Очевидно, нынешняя политическая элита во многом состоит не только из русофобов, но и украинофобов. Они ненавидят украинцев также, как и нас, русских. Дружба с Украиной — всего лишь трюк. Естественно, в Польше не забыли и о зверствах бандеровцев. Но это не мешает финансировать необандеровцев, чтобы те убивали русских. Заявления элиты — отражение настроений в обществе.
«СП»: Для Польши Украина это инструмент осуществления антироссийской политики или нечто большее? Как долго будут поддерживать киевский режим, и что должно случиться, чтобы перестали?
— Безусловно, Украина для Польши является инструментом. Варшава уже сегодня хотела бы извлекать большую выгоду от участия в прокси-военном противостоянии с Россией. Польше не нравится, что спецоперация длится так долго. В этот период Варшава уже, наверное, планировала подсчитывать прибыли от участия в боевых действиях. Если американская помощь Украине сократится до критических показателей — в таком случае Республика Польша может перестать поддерживать киевский режим. Брать на себя основное бремя расходов — не то, чего бы хотели поляки. В идеале, конечно, Варшава хотела бы аннексировать часть Западной Украины. Возможно, мы даже станем свидетелем такой попытки в недалёкой перспективе.
«СП»: Может дойти до выставления счёта? Или поговорят, но никаких действий предпринимать не будут?
— Фактически на уровне разговоров счета уже выставляют, тем не менее каких-то публичных документов по логике событий пока не должно быть. Украина и так уже находится в кабальной зависимости от Польши. Ее граждане в правах приравнены Киевом к украинцам. Ползучая аннексия началась…
«СП»: А как понимать требования снять жалобу Киева на Варшаву в ВТО из-за запрета на импорт зерна, прекращение «украинизации» двусторонней торговли, проведение эксгумации жертв Волынской резни и доступ Польши к процессу восстановления Украины после завершения конфликта. Это всё принципиально?
— На самом деле, Анна Брылка озвучила чувствительные для Польша вопросы. Однако вряд ли полякам в полной мере удастся добиться своего. Будет ли вообще в будущем существовать Украина? Краеугольный вопрос.
«СП»: С Украины взять все равно нечего. Возьмут в итоге землёй, полезными ископаемыми и дешёвой рабсилой? Когда уже полякам надоест притворяться, и они просто заберут Галичину?
— Галичину заберут при определённом наборе геополитических условий. Об Украину Польша уже вытирает ноги и процесс её ограбления, скорее всего, начался. Не удивлюсь, если выяснится, что ряд украинских госактивов фактически находится в польской собственности.
По словам историка, публициста, постоянного эксперта Изборского клуба Александра Дмитриевского, выставление счёта Варшавой Украине — закономерный итог проводимой Киевом политики сдачи национальных интересов. Мысль об этом в польском обществе живёт уже давно, но теперь пробные шары запускаются уже и политическими деятелями. Не будем забывать и то, что платить Киеву по выставляемым ему счетам нечем. И это означает превращение финансового счёта в то, что называется «политическим кредитом», когда должник в обмен на смягчение денежных обязательств вынужден выполнять волю кредитора в политической сфере.
— В лучшем случае — это голосование в ООН в интересах кредитора, а в худшем — уступка территорий. Дюжину лет назад худший вариант был реализован в Таджикистане, когда тот в обмен на погашение долга уступил Китаю примерно тысячу квадратных километров своей территории на высокогорье Памира.
Вроде бы — лишь кусок земли с очень суровыми климатическими условиями, но там компактно сосредоточены богатые месторождения стратегически важных руд. В случае с Украиной дело обойдётся куда большими площадями куда более богатых и благодатных земель, становящихся новым жизненным пространством для 40-миллионного населения Речи Посполитой.