Армения в данный момент не рассматривает выход из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заявил глава комиссии по внешним связям в парламенте Армении Саркис Ханданян.
«Подобный момент сейчас не обсуждается», — заявил он журналистам в ответ на соответствующий вопрос.
Отметим, что Ханданян является членом правящей фракции «Гражданский договор», и вполне может считаться осведомленным человеком. Вот только все ли он договаривает? «Сейчас» это не ключевое слово ли? А завтра готовы будут рассмотреть, если сверху придет указание? Напомню, депутаты правящей партии легко приняли спорный законопроект о признании Римского статута, когда им велели сделать это. И даже демарш оппозиции, покинувшей зал заседаний парламента, ничего не изменил.
Тут, впрочем, вопрос намного серьезнее. И сопротивление такому решению будет колоссальное, как в самом парламенте, так и за его стенами. Решатся ли они на такой шаг?
— На мой взгляд, если бы армянский истеблишмент, который практически полностью ориентирован на Вашингтон и Брюссель, чувствовал, что может продавить этот вопрос, его бы продавили, — говорит Алексей Албу, главный редактор информационного агентства «Кавказский рубеж».
— Вероятнее всего, депутаты даже из провластного большинства понимают, что лучше не сжигать мосты. Ведь президенты и премьеры уходят, а народ, который избирает депутатский корпус, остаётся.
«СП»: Есть ли основания считать, что выход возможен? В каком случае это может произойти?
— Выход, безусловно, возможен. Если общественные настроения поменяются и политическое поле будет зачищено, как произошло на Украине после госпереворота 2014 года, то действительно, такое решение может быть принято. Я искренне надеюсь, что до этого не дойдёт.
«СП»: Выход из ОДКБ и ЕАЭС может быть одновременным? Это означает поворот Еревана в сторону Запада от Москвы?
— Да, выход из этих структур может быть одновременным, но всё же, на мой взгляд, если до этого дойдет, то прозападные армянские элиты попытаются сохранить возможность некоего торга и рычага внешнеполитического давления. Поэтому данный сценарий хоть и возможен, но маловероятен.
«СП»: Будет ли он означать, что Армения станет стремиться в НАТО и ЕС? Есть ли у нее та перспективы? Все ж не Украина, территориальный конфликт закрыт…
— Вхождение Армении в НАТО будет большим успехом данного военного блока. Ведь в таком случае у США появится возможность давления сразу на пять государств. На Россию, Иран, не совсем дружественный Азербайджан, ускользающую Грузию и на своего члена, который в последние годы всё больше фрондирует — Турцию. Именно по причине отсутствия территориального конфликта у Армении больше шансов на вступление, чем у Грузии. Однако, прежде чем Вашингтон и Брюссель смогут реализовать этот сценарий, может смениться не одно правительство.
«СП»: К каким в целом последствиям в экономической и военно-политической сферах приведет для Армении ее выход из ОДКБ и ЕАЭС?
— Сложно прогнозировать подобный шаг, потому что «старые политические раны» могут вновь открыться в очень короткие сроки. Ведь Армения имеет много исторических врагов, да и сама претендует на чужие территории. Данный политический шаг со стороны Еревана может открыть «ящик Пандоры» в регионе и привести к огромным потрясениям и бедам, которые сегодня сдерживают союзники Армении по ОДКБ. Также это приведет к перестройке значительной части экономики, ориентированной на партнеров по ЕАЭС: созданию новых логистических маршрутов, пересмотру таможенной политики, падению товарооборота и отчислений в бюджет и многому другому, что крайне негативно отразится на жизни простых армян. К счастью, многие это понимают и считают, что их премьер ведёт страну к катастрофе.
— Для Пашиняна первичны не выход из ОДКБ и тем более из ЕАЭС, а гарантии Запада по военно-политическим и экономическим вопросам, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Как только такие гарантии будут получены, правительство Армении поставит вопрос сначала о выходе из ОДКБ, а потом и из ЕАЭС. Пройдет ли в парламенте законопроект с признанием МУС, для Пашиняна не принципиально. Главное, что он его туда внес — и теперь ждет более активной поддержки от Запада по своим вопросам.
«СП»: Может ли Армения на это пойти? В последнее время нас часто пугают, что Армения вот-вот выйдет из ОДКБ, выгонит российскую базу, да и сам Пашинян как бы намекал не раз. Но произойдет ли это в реальности?
— Вопрос о выводе из Армении российской военной базы Пашинян для себя давно решил. А дата официального объявления не принципиальна. Это произойдет тогда, когда он договорится с НАТО.
«СП»: С какими проблемами Армения столкнется, выйдя из ОДКБ? И что может приобрести?
— Армения столкнулась с цивилизационными проблемами сверхстратегического характера, когда поддержала на парламентских выборах Пашиняна в 2018, а затем и в 2022 годах. Соответственно, эту страну может спасти только отстранение от власти Пашиняна и его сторонников. Если этого не произойдет, Армения станет безголосым вассалом Турции. Ну, или в ней начнется гражданская война.
«СП»: Выход из ОДКБ будет автоматически означать вывод российских войск?
— В политике ничего не происходит автоматически. Каждому решению — свое время. При Пашиняне подобное произойдет неизбежно.
«СП»: А выход Армении из ЕАЭС к каким последствиям для Еревана может привести?
— Особой экономической катастрофы в Армении не будет. Армения попросту перейдет под внешнее управление и на регулируемый паек инвестиций и кредитов.
«СП»: Можем ли мы как-то помешать этому? Получается, вот так просто можно вывести любую страну из наших интеграционных проектов? Дальше начнется эффект домино?
— При Пашиняне интеграционные проекты России постепенно посыплются. Единственное, что сегодня может сделать Россия, это забыть про Армению и начинать побеждать Запад в СВО и в собственной стране. Если эти победы произойдут, Армения может развернуться обратно в сторону РФ, не раньше.
— Армянские депутаты обсуждают, надо ли выходить из ОДКБ и ЕАЭС. Но можно же поставить вопрос с обратной стороны: а нужна ли Армения ОДКБ и ЕАЭС? — задается вопросом редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— В чем профит её пребывания там? И главное — какая польза России, которая является главным звеном в упомянутых сообществах. На мой взгляд, её нет. Армения Никола Пашиняна — да простят меня армянские друзья — чемодан без ручки. Проще бросить, чем тащить дальше.
Пашинян взял курс на Запад, его жена с Владимиром Зеленским обнимается? Прекрасно. Коньяк «Арарат» (хороший, сам люблю по выходным) в РФ не приедет, обнаружат в нем какие-нибудь бациллы.
Что касается состоянии армян как нации — увы — оно печально. Не раз говорил, не страшно военное поражение как в 2020 году. Перегруппировались, мобилизовались, учли ошибки… Ничего не сделали. И страшно, что потом Пашиняна избрали снова на вполне демократических выборах. У украинцев есть пословица: «Бачили очі, що купували, тепер їжте, хоч повилазьте». Ну вот…