
Минпромторг предложил реанимировать нормы о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов энергоэффективным предприятиям. Право на пять лет отложить уплату налогов под небольшой процент могут получить нефтегазовые концерны, РЖД, градообразующие металлургические компании и «оборонка».
По мнению ведомства, право на льготы должны получить инвесторы, повышающие энергоэффективность добычи нефти, угля, газа и железной руды. В цветной металлургии предлагается подстегнуть внедрение современных технологий производства алюминия. В химической промышленности претендовать на льготы смогут производители синтетического аммиака и каучука, а также удобрений. В коммунальной инфраструктуре получить льготы можно будет для снижения энергетических затрат при отпуске тепла от котельных, а также для внедрения технологий использования вторичного тепла. Последний, 53-й пункт перечня — светодиодное освещение.
По оценкам ведомства, суммарный объем льгот может составить десятки миллиардов рублей.
Поможет ли инициатива Минпромторга модернизации российской экономики, рассуждает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
«СП»: — Андрей Павлович, почему «список Минпромторга» появился именно сейчас?
— О Минпромторге и его руководителе Викторе Христенко давно ничего не было слышно. Видимо, аппаратные позиции Христенко оказались под вопросом: промышленность, при нынешней монетаристской политике, вообще не нужна. Возможно, это и заставило Христенко напомнить о себе.
Принципиально нового Минпромторг не предлагает: льготные кредиты, согласно Налоговому кодексу, могут получать предприятия, работающие по гособоронзаказу, «вносящие особый вклад в развитие региона» и имеющие «высокую энергетическую эффективность». Эти положения были внесены в НК еще в 2009-м году, как ответ на тезисы президента Дмитрия Медведева о необходимости модернизации. Впрочем, первая редакция перечня предприятии, имеющих право на льготы, появилась недавно — в октябре 2010 года. Получается, год потребовался на то, чтобы собрать сведения, кому предоставлять льготы — хотя, на мой взгляд, для этого достаточно трех дней.
«СП»: — Много предприятий уже воспользовались льготами?
— Пояснений, как считать степень энергоэффективности, в постановлении не было. Поэтому на практике нормы о налоговом кредите фактически не работают. В форме статистической отчетности ФНС «Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ» на 1 февраля 2011 года в графе «Инвестиционный налоговый кредит» зафиксировано предоставление налогового кредита по всей стране на 98 миллионов рублей — это примерно 3 миллиона долларов. На всю Россию, считайте, — вообще ничего.
Получается, пока президент Медведев что-то вещает по поводу модернизации, Минпромторг пишет перечни. Октябрьский перечень был никакой, теперь ведомство делает новый шаг — перечень расширен до 53 пунктов (вместо прежних четырех).
«СП»: — Это сдвинет вопрос льготного кредитования с мертвой точки?
— Это абсолютно не значит, что льготные кредиты будут раздавать. Компании, которые перечислены в итоговом списке, и без того кредитуются хорошо. С другой стороны, считать энергоэффективность, как предлагает Минпромторг, очень сложно. Думаю, сами компании не особо заинтересованы в таких кредитах.
«СП»: — Но Минпоромторг уверяет, что суммарный объем льгот для компаний может составить десятки миллиардов рублей. Разве это не деньги?
— Это — выпадающие доходы бюджета. Думаю, Минфин против такого подхода. Скорее всего, именно в связи с позицией финансового ведомства процесс льготного кредитования энергоэффективных предприятий идет вяло. Президент сказал о модернизации в 2009-м. Христенко в ответ написал одну бумагу в конце 2010 года, которая, возможно, устраивала министра финансов Алексея Кудрина — потому что ничего не меняла. Сейчас Христенко хочет поддержать вес своего ведомства — он написал вторую бумагу.
Большой вопрос, как к этому отнесется Минфин. Очень может быть, что финансовое ведомство не даст хода этой инициативе, поскольку за ним остается последнее слово в процессе согласования вопросов по инвесткредитам. А раз так — из списка Минпромторга вычеркнут все, что не нравится Кудрину, и обещанной экономии в десятки миллиардов рублей не будет.
«СП»: — Минфин против — это понятно. Но почему сами предприятия не хотят льгот?
— Суть в том, что распиливать деньги по «льготным» статьям Налогового кодекса труднее. Просто потому, что в будущем к компании могут придраться: сделано что-то на кредиты или нет? Но при желании инновации можно имитировать. Если всерьез подойти к вопросу, компании с легкостью могут наделать дутых программ по энергоэффективности и НИОКР. Тогда, возможно, «льготные» статьи Налогового кодекса будут более востребованы.
Мы это уже проходили во времена СССР. Тогда предприятиям устанавливались нормативы, чтобы «двигаться к научно-техническому прогрессу». В итоге менялись лишь формы отчетности. При аналогичном подходе будут востребованы и инвестиционные кредиты.
Другое мнение
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
— В целом, льготы энергоэффективным предприятиям — дело доброе. Есть только несколько проблем. Масштаб энергосбережений должен быть связан с масштабом льгот. Иначе предприятие проведет эффективно-демонстративные работы, снизит потребление энергии на одну калорию в год, и на основании этого получит огромную прибыль. Это означает, что должны быть по-настоящему эффективные органы энергоаудита. Но мы видим, что сейчас эти органы испытывают трудности даже с расчетом электроэнергии по счетчикам, которые висят в квартирах граждан. Наконец, меня удивляет список отраслей из списка Минпромторга. Это отрасли, в которых действует крупный олигархический бизнес. У него и без льгот все хорошо. Олигархи умеют считать деньги, и без всяких льгот достаточно широко внедряют технологии энергосбережения.
Досье «СП»
Статьи 66 и 67 Налогового кодекса РФ предусматривают предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, региональным и местным налогам отдельным предприятиям по специальному договору, заключаемому с территориальным органом Федеральной налоговой службы (ФНС). В теории получатели такого кредита могут платить налоги в рассрочку с уплатой процентов (в размере от 0,5 до 0,75 ставки рефинансирования ЦБ) на срок до пяти лет. На практике на льготу могут рассчитывать лишь узкий круг предприятий: работающие по гособоронзаказу, «вносящие особый вклад в развитие региона», и имеющих «высокую энергетическую эффективность».
В конце 2009 года в рамках требуемой президентом «модернизации экономики» в перечень включены предприятия, инвестирующие в создание объектов с высокой степенью энергоэффективности. Первая редакция правительственного перечня появилась в октябре прошлого года. Каких-то пояснений, как считать степень энергоэффективности этого оборудования, в постановлении не было. Подготовленный Минпромторгом проект нового перечня содержит уже 53 позиции.
Фото: nalog.ru