В ночь на 30 ноября (по Москве) умер Генри Киссинджер. Ему было 100 лет. Событие, печальное само по себе, несет ещё и грустный символизм.
Киссинджер оставался хранителем тех ценностей, которые сейчас утрачиваются коллективным Западом. Он был идеологом ядерной разрядки, антинацистом.
Не являясь ярко выраженным другом нашей страны, он понимал ценность диалога между Москвой и Вашингтоном, поэтому выступал против бойкотов и безумных антироссийских санкций. Политик бывал в СССР и России чаще, чем любой другой из числа западных.
И наконец, Киссинджер просто символизировал возможности человека в политике, пройдя путь от мигранта-беженца до одного из самых влиятельных деятелей США и мира.
Его можно назвать последним разумным политиком Соединенных Штатов.
Антинацист
Генри Киссинджер родился в баварском городе Фюрте в религиозной еврейской семье. После прихода к власти в Германии Гитлера, спасаясь от преследования нацистами, с родителями и младшим братом 14-летний Генри попал в США.
В Германию он вернулся уже 20-летним американским сержантом военной разведки. Поскольку немецкий язык для него родной, по мере американского продвижения в Германию Генри поручали все более серьезные задания.
В частности, он был назначен ответственным за денацификацию города Крефельд. Найдя контакт с большинством горожан, Киссинджер справился с заданием за неделю. Он ликвидировал очевидных нацистов и провел выборы гражданской администрации.
Затем Киссинджеру поручали денацификацию целых районов. При этом, как отмечали очевидцы, молодой сержант следил, чтобы его бойцы не злоупотребляли полномочиями и были тактичны в отношениях с населением.
Гонка вооружений и разрядка
После войны Киссинджер получил университетское образование и начал преподавать, одновременно консультируя правительственные учреждения, а с середины 1950-х стал одним из участников американской ядерной программы.
В Совете по международным отношениям он получил должность директора по исследованиям влияния атомного оружия на внешнюю политику. Тогда же он выпустил несколько книг на эту тему, причем в каждой следующей признавал предыдущую ошибочной и опровергал ее.
В итоге у Киссинджера сформировалось мнение, что ядерное оружие должно использоваться исключительно как фактор сдерживания, для предотвращения войны, а не для нападения. Во второй половине 1960-х, будучи уже весьма авторитетным экспертом, он первым (или одним из первых) на Западе заявил, что дальнейшее увеличение ядерных арсеналов бессмысленно, их нужно сокращать.
В 1969 году Киссинджер стал советником президента Никсона по национальной безопасности, а с 1973-го по 1977-й работал Государственным секретарем США. За это время были подписаны договоры: об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1, 1972 г.), о стратегических наступательных вооружениях (СНВ, 1973), о предотвращении ядерной войны (в том же году на саммите в Вашингтоне).
Киссинджер также был автором договора ОСВ-2. При его участии в 1975 году в Хельсинки подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, известный, как «Хельсинкские соглашения».
В последние десятилетия Киссинджер высказывал опасения в связи с тем, что отношения США и России ухудшаются. Он более 10 раз встречался с Владимиром Путиным, участвовал в научной жизни России. В 2016-м даже был избран членом Российской Академии наук.
В декабре 2022 года Киссинджер предложил вариант для мирного урегулирования на Украине, который заключался в том, чтобы провести на спорных территориях повторные референдумы под международным наблюдением.