«Свободная Пресса» продолжает знакомить своих читателей с выступлениями здравомыслящих украинских политологов — да, не пророссийских, а именно что проукраинских, но видящих то, что происходит в их родной стране несколько иными глазами, нежели официальная пропаганда Офиса президента.
Необходимо отдать должное и тем украинским журналистам, опять же, вовсе не пророссийским, это важно, приглашающим для выступления умных и честных гостей. Не будем называть имен — хотя бы потому, чтобы не подставлять хороших людей и не дразнить украинских собак — но всё и так есть в Сети.
На этом вступительную часть закончим и процитируем украинского политолога Кость (Константина) Бондаренко, весьма уважаемого аналитика, в том числе и в российском экспертном сообществе.
О выборах, которых вроде не будет, но…
Прилюдно объявлено и Зеленским, и депутатами, что выборов весной 2024 года в Украине не будет. Но я общаюсь со многими политическими партиями, со многими представителями политических лагерей — и у всех идет подготовка к выборам, в том числе и в президентском лагере.
Интереснее всего, что встречаешься с кем-то из депутатов пропрезидентской фракции, они начинают «Не, никаких выборов в 24-м не будет, даже в 25-м под вопросом», а потом «Как ты думаешь, а сколько будет стоить одно место в проходном списке? А какие политические силы пойдут?»
Тот когнитивный диссонанс, который сейчас существует в обществе, вызван в первую очередь тем, что многие наши политики понимают, что с одной стороны есть позиция Зеленского, а с другой — позиция Запада. И против лома нет приема.
Запад живет в парадигме демократических процедур, и для него очень важно показать, что деньги налогоплательщиков идут на поддержку демократии. Потому что сказать, что мы поддерживаем один тоталитарный режим против другого тоталитарного — это как-то не комильфо. Поэтому от Украины и требуют — покажите демократические процедуры.
Когда Украина отвечает, какие, мол, выборы, боевые действия и часть территории неподконтрольна, ей сразу напоминают: август 1952 года, Корея. Режим Ли Сын Мана, который противостоял поддерживаемому СССР и Китаем режиму Ким Ир Сена.
Тогда Ли провел выборы, и поэтому Южная Корея считается демократическим государством, и США ее поддерживали в любых начинаниях, даже тогда, когда в 70−80 она скатилась в диктатуру. Так что, говорят, и вы покажите, что вы преданы демократическим процедурам, тогда и будем продолжать с вами работать.
Но Зеленский чудесно понимает, что для того, чтобы провести выборы, нужно хотя бы на время отменить военное положение — но снятие военного положения категорически меняет настроения людей. Они начинают думать о политике, появляется элемент политической конкуренции, которую сейчас уничтожили полностью. А в условиях политической конкуренции у Зеленского резко обрушится рейтинг.
Любое моделирование ситуации показывает, что «песочные часы» рейтинга, по которым у него сейчас 70%, а у его критиков около 20%, резко перевернутся. Всё станет наоборот — и это очень беспокоит Зеленского.
Тем не менее, если бы я был азартным человеком и занимался бы ставками, то поставил бы на то, что выборы все-таки состоятся.
«Невыездной» Порошенко и «пролетающие» депутаты
Одновременно с подготовкой «парламентского десанта» в США, где депутаты планировали выбивать деньги на Украину, туда же засобирался и Петр Порошенко — со своими целями. Но его попросту не выпустили из страны, завернули на границе. Почему?
Потому что герой должен быть один, и это должен быть Владимир Александрович Зеленский. Скажем откровенно, даже если все 400 с лишним депутатов Рады дружно приедут в Вашингтон, уровень их встреч окажется куда ниже, нежели уровень контактов экс-президента Украины. В США считают, что бывших президентов не бывает, это пожизненный статус, с ним общаются первые лица государства — уж не ниже уровня вице-президента. Соответственно, Порошенко доступны те кабинеты, о которых депутаты могут только мечтать. Их возможности гораздо ниже.
Что же касается самого Порошенко, мы же прекрасно знаем Петра Алексеевича — он готов приписать себе заслуги во всех положительных изменениях, происходящих в мире. Он умеет развивать пиар вокруг своей деятельности, и Зеленский это прекрасно понимает. Плюс у Порошенко есть свои средства массовой информации, он единственный из украинских политиков, у которого остались свои СМИ, и он в состоянии доносить свою позицию. Поэтому, очевидно, его и не выпустили.
Могу спрогнозировать, что на этом неприятности у Порошенко не закончились — ему могут организовать разного рода «маски-шоу», проведение каких-то следственных действий и прочее внимание правоохранительных органов. Нужно же показать, что его не просто так не выпустили, что были для этого основания.
Мы видим даже не политическое противостояние, а борьбу двух пиар-концепций — они оба мыслят куда больше категориями пиара, нежели категориями политической целесообразности. Зеленскому нужно доказать, что действительно нельзя было выпускать Порошенко, а тот в свою очередь должен продемонстрировать, что без него зима не сменит осень, а Земля может натолкнуться на небесную ось.
Генерал Залужный, президент Ющенко и депутат Безуглая
Нынешняя ситуация с противостоянием Залужного с людьми из Офиса президента — это продолжение давней истории. Залужный слишком независим, он не хочет находиться под контролем и быть человеком «Чего изволите?». А президентское окружение его всячески выталкивает в политику — как в 2000 году толкали Ющенко, когда тот был премьер-министром.
«Вы должны стать нашим президентом!» Ющенко отмалчивался — он упирался, не хотел, но его уже вовсю включали во всякие рейтинги, давали подписывать какие-то совместные политические заявления… И хороший премьер, по моему мнению, один из самых эффективнейших украинских премьеров, превратился в абсолютно некудышнего президента, едва ли не в самого позорного в истории Украины.
То же и сейчас. Очень эффективного генерала, популярного и пользующегося авторитетом в армии, ныне пытаются сделать плохим политиком.
Но это только одна линия. Есть и вторая. Депутат Марина Безуглая, которая стала публично обвинять Залужного, что у него нет плана дальнейшей военной кампании, в силу своих привязанностей, в силу личных моментов очень хочет, чтобы Залужный со своего поста ушел, а главнокомандующим ВСУ стал бы милый ее сердцу генерал Сырский. Она бросается сейчас на амбразуру с активностью влюбленной женщины, и если кто-то говорит, что ей платят из Офиса президента, то это не так. Просто используют её чувства.
Но есть еще и третья составляющая идущего процесса — противостояние между проамериканскими и пробританскими силами в Украине. Не секрет, что еще в конце 2020 года Андрей Ермак взял полный курс на Великобританию. Британия наше всё, Борис Джонсон наш рулевой!
Вспомним, когда была поездка Ермака и Зеленского в Лондон — они встречались с членами королевской семьи, с премьер-министром… И дальше, вопреки всякой логике и любому протоколу, пошли в Ми-6 на прием к шефу разведки Ричарду Муру. Это то же самое, как если приедет на Украину Байден — и пойдет с визитом к Малюку, шефу СБУ. Полтора часа они в Ми-6 поговорили — и у нас картина мира изменилась, Британия стала для нас главной.
Но есть же и Соединенный Штаты, которые помогают Украине куда больше, нежели Великобритания, а кто платит, тот и музыку заказывает. Соответственно, есть целый ряд структур, которые общаются в первую очередь с США — та же военная разведка (ГУР), которая тесно сотрудничает с разведуправлением Минобороны США (РУМО), да и ВСУ, контактирующие именно с Пентагоном.
Эти разные векторы никак между собой не коррелируют, более того — пробританские силы пытаются вбить клин между теми, кто ориентирован на США, например, между Будановым и Залужным.
Это плата за нашу несубъектность, за нашу несамостоятельность, за то, что мы не можем сами решать свои вопросы. Напомню, такое же противостояние в 40−50 годы погубило Организацию украинских националистов*. Бандера был агентом британской разведки, а многие его соратники — агентами разведки американской.
Думаю, что нынешняя ориентация на Лондон объясняется еще и тем, что у Ми-6 есть очень серьезные досье на очень серьезных людей в Украине. Как в свое время и на деятелей ОУН.
* Решением Верховного суда организация запрещена в России.