Дональда Туска привели к присяге в качестве нового премьер-министра Польши. Накануне он получил вотум доверия от Сейма, а ранее вотум недоверия депутаты выразили правительству Матеуша Моравецкого.
Выступая 12 декабря в парламенте с программной речью, Туск пообещал, в частности, восстановить авторитет страны в Евросоюзе, оставаться верным и надежным союзником США, требовать от западных партнеров поддержки Украины.
При этом пообещал защищать польские интересы в отношениях с Украиной. Он также дал понять, что «никаких смягчений в подходе Польши к украинским делам, к поддержке противостояния Украины против России в обозримом будущем не произойдет».
Представил Дональд Туск Сейму и свое будущее правительство, в которое вошли лидер Польской крестьянской партии Владислав Косиняк-Камыш (заместитель председателя правительства и министр обороны), Петр Галковский (второй вице-премьер и министр информатизации), активно боровшийся против судебной реформы предыдущего правительства Адам Боднар (министр юстиции), а также небезызвестный Радослав Сикорский в качестве главы МИД. Нашлись кресла и для других сторонников Туска.
В конце недели новый глава польского правительства планирует принять участие в работе саммита лидеров ЕС, который пройдет в Брюсселе, а также встретиться со своими прибалтийскими коллегами.
Со некоторыми членами нового польского правительства в Москве уже хорошо знакомы. Позиции и Туска, и Сикорского в отношении России, судя по всему, не изменились, однако меняется ситуация. Так что нам ждать от нынешнего кабинета Туска?
Научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, к.полит.н. Иван Лошкарев полагает, что политика Варшавы в отношении России будет достаточно острой.
— Фигура Радослава Сикорского это только подчеркивает. Были его знаменитые аудиозаписи, где он говорил, что без США они ничего не делают. И это относилось именно к правительству Туска. Ждать чего-то нового от правительства, которое уже известно совей внешней зависимостью не стоит.
Более того, если говорить о Дональде Туске, то он пришел на эту позицию не неизвестно откуда. Он работал в европейских наднациональных институтах, он уже частично является евробюрократом и, соответственно, носителем общеевропейской идеологии и позиции в отношении России.
Мне кажется, ничего не поменяется, потому что в плане наших с ней отношений в Польше нет каких-либо политических сил, которые выступали бы за прагматичную линию.
«СП»: Вы напомнили о европейском опыте Туска, но у Варшавы много спорных моментов с Брюсселем. И с судебной реформой, и с фурами на украинской границе, и другие. Удастся ли Туску, который уже успел побывать в кресле председателя Евросовета, урегулировать их?
— Есть вопросы разной степени актуальности. Если говорить о перевозчиках на украинской границе, то ситуация, скорее всего, будет продолжаться, потому что здесь вопрос в удовлетворении интересов польских фермеров, которые чувствуют конкуренцию стороны украинских товаров и не готовы поступиться своими расходами. Здесь, скорее всего, будет вариант затягивания ситуации.
Если говорить о судебной реформе, то весьма вероятно ее разворачивание назад, откат от тех судебных преобразований, которые были и, соответственно, это снимет все возражения Еврокомиссии и финансирование по линии ЕС будет восстановлено в полном объеме, что правительство Туска сможет записать себе в актив.
Претензии к Германии, связанные с репарациями — это специфическая позиция «Права и Справедливости». Когда происходило избрание нового правительства, как раз лидер этой партии вышел к трибуне и прямо назвал Туска немецким агентом. Соответственно, ждать, что Туск будет продолжать эту линию, наверное, не стоит, потому что он склонен этот вопрос не педалировать по одной простой причине — Польша очень сильно экономически зависит от Германии и ее инвестиций. Туск, наверное, будет ориентироваться на привлечении германских инвестиции, а не их отталкивание.
«СП»: Как на Украине отразится приход к власти Туска?
— Администрация Зеленского наделала очень много ошибок, потому просто так обнулить все противоречия, касающиеся не только торговли и поставок вооружений, но и, например, исторической памяти, и вопросов, связанных с Волынской резней, не удастся.
Исходя из опыта предыдущего срока, можно сказать, что правительство Туска все спорные вопросы откладывало, а по тем вопросам, которые представляли взаимный интерес, пыталось двигаться вперед. Примерно такой же линии стоит ожидать — не разрешения проблем, а их откладывания в долгий ящик. Скорее всего, такая линия и будет избрана, хотя я не уверен, что украинское руководство не допустит новых ошибок, которые не позволят до конца выдерживать эту линию.
«СП»: В последнее время Варшава активно наращивает военную инфраструктуру на границе Калининградской областью, Белоруссией. Эта линия сохранится?
— Мне кажется, это правительство будет действовать чуть помягче. Я исхожу из последних заявлений нового министра обороны о том, что они будут пересматривать программу модернизации вооруженных сил и, прежде всего, закупки военной техники в Южной Корее.
Фактически пересмотр этой программы означает ее отмену и перспективу того, что в ближайшие пару лет какого-то серьезного перевооружения польской армии не предвидится. За счет этого они подрежут расходы и смогут немного выправить макроэкономическую ситуацию.
На взгляд политолога Юрия Зверева, никаких глобальных изменений с милитаризацией Польши и антироссийской направленностью польских вооруженных сил ожидать не приходится.
— С моей точки зрения, несколько улучшатся отношения с Германией и Евросоюзом, которые у «Права и Справедливости» были крайне напряженными. Не думаю, что глобальные подвижки будут, но экспертом по внутренней и внешней политике Польши я не считаю.
«СП»: Если говорить о военной составляющей, то Польша активно вооружается и формирует инфраструктуру на границе Союзного государства. Кабмин Туска продолжит это?
— Это продолжится, и не забывайте, что это долгосрочный проект. Когда говорят, что Польша удвоит армию, то забывают сказать, за какое время удвоит. А горизонт планирования армии у них — 2035 год. Может, это получится и быстрее. Но гигантские закупки вооружения за 2−3 года совершить невозможно.
Что-то может изменится в планах. Предыдущее правительство подписывало контракты на закупки вооружений, и там такая интересная вещь — есть рамочные контракты и есть с конкретными сроками и суммами. Рамочный есть рамочный, что-то может поменяться.
Не надо забывать, что закупки вооружений, по крайней мере в рамочных контрактах носили еще и политический характер. То есть всячески демонстрировалось, что предыдущие власти Польшу разоружили, а они вооружают против потенциального российского агрессора.
Этот момент может несколько пыл убавить. Посмотрим, что будет происходить на самом деле.
«СП»: Позиция по Украине изменится?
— Позиция не только у Варшавы меняется. Все здравые люди на Западе, даже если они русофобы, прекрасно понимают, что задача, которая ставилась первоначально, не реализована. Внутренний бунт и смена режима в России не произошли и не произойдут, Россию экономически задушить не удалось.
Скорее всего, Польша будет свою политику менять. Тем более что она очень интересно действовала.
Все поставки Украине — это, строго говоря, утилизация техники, которая Польше не нужна. Польша закупала американскую и южнокорейскую технику, а старую советскую отдавала Украине. Но эти запасы тоже не бесконечны, что можно, уже все отдали.
Думаю, даже исходя их этих соображений поставки будут сокращаться. Кое-что, конечно делают, но не такие большие объемы.