Депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Федоров предложил создать в стране стратегические органы управления, которые стояли бы над главой государства. Об этом сообщается на сайте «ЕдРа». Согласно его предложению, соответствующие изменения следует внести в Конституцию.
Федоров пояснил, что предлагает создать некое «политбюро нации». В него могут войти представители всех ветвей власти, а также гражданского общества и СМИ. По словам депутата, эта идея давно обсуждается в партийных кругах. Согласно предложению Федорова, «политбюро нации» должно заняться разработкой стратегического планирования развития России. Решения этого органа должны быть обязательны к исполнению всеми органами власти. Еще одной задачей, которой предстоит заняться «политбюро», Федоров назвал создание единого государства с Украиной. Депутат считает, что на практике идею создания этого органа можно будет реализовать после президентских выборов 2012 года.
Означает ли это, что «Единая Россия» готовит новое рабочее место для Владимира Путина — на случай, если новым президентом снова станет Дмитрий Медведев? Мы попросили прокомментировать ситуацию наших экспертов.
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:
— Работа по трудоустройству Владимира Путина идет не в недрах «Единой России», поскольку партия власти лишена политической субъектности, и сама решений принимать не может. Эта работа идет в администрации президента под кураторством первого ее замруководителя Владислава Суркова. Действительно, перед Медведевым стоит вопрос: куда девать Путина. Ясно, что такого уважаемого человека просто отправить в отставку нельзя — только с повышением. На жаргоне управленцев это называется «пинок вверх».
Разработкой концепции этого «пинка» занимаются сейчас все люди, которые работают на Медведева. А озвучивать варианты решения проблемы поручено самым эксцентричным околокремлевским политикам — в частности, таким, как господин Федоров.
«СП»: — Это предложение имеет шанс воплотиться в жизнь?
— В нашей ситуации политического абсурда возможны варианты, которые на первый взгляд кажутся неприемлемыми.
Сергей Марков, депутат ГД, «Единая Россия»:
— Я в обсуждениях «политбюро нации» не участвовал. Но, думаю, речь идет не о конкретном формате политбюро, а о необходимости большего стратегического видения. Парадокс в том, что у нас стратегические решения почему-то передоверяются министерствам, где они тонут в департаментах. Или стратегией развития страны занимаются узкие группы экспертов. Ряд из них контролируется иностранными центрами, подчинены иностранным интересам. Это неверно, да? Необходим некий центр выработки стратегии развития. Как он будет называться — институт, совет, форум — не важно, но такой центр необходим.
«СП»: — «Единая Россия» обсуждает вопрос, что после 2012 года одному из российских лидеров придется приготовить соответствующее его статусу рабочее место?
— Нет, «Единая Россия» это не обсуждает. У «Единой России» по поводу Путина и Медведева действует консенсус, который называется «согласие непредрешенности». Этот принцип был выработан в годы Гражданской войны в рядах Белой коалиции. Дело в том, что в антибольшевистской коалиции сошлись представители либеральной демократии (кадеты), социальной демократии (меньшевики) и монархисты. Все они выступали за разные формы государственного устройства. Но чтобы не передраться, они достигли согласия о непредрешенности по этому вопросу. Они согласились, что этот вопрос будет решаться потом, а сейчас его никто не будет задавать. В «Единой России» существует такая же примерно ситуация.
«СП»: — То есть, заявление Федорова не следует рассматривать, как приготовление нового рабочего места для премьера?
— Я бы так не считал. Предложение высказано в рамках интеллектуального поиска. Федоров размышляет, ставит интересные вопросы. Это не утечка, а личное мнение в дискуссии.
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:
— Понятно, при недовольстве со стороны властного тандема, «Единая Россия» представит высказываете Федорова, как его частное мнение. Но — вдруг прокатит? Мне кажется, «единороссы» думают, что идея создать что-то типа политбюро посещает голову Владимира Путина. Если прокатит — «ЕдРо» на коне!
Мне же представляется, что требование Путина проявлять креативность выражается у «единороссов» в таких причудливых формах. Ведь не исключено, что предложение г-на Федорова создать неконституционный орган, который будет осуществлять контроль над верховной властью, можно воспринимать как — увы! — призыв к государственному перевороту.
«СП»: — «Единая Россия» видит своей задачей создать Путину резервное рабочее место?
— Возможно, видит. Но, думаю, Владимир Путин сам прекрасно знает, какое место он должен занять в политической и экономической системе России после 2012 года. И услуги «ЕдРа» ему в этом не понадобятся.
Николай Петров, ведущий эксперт Московского центра Карнеги:
— Сейчас снова усилилась дискуссия — Путин или Медведев будет президентом? Дискуссия малосодержательна: принципиальна не фамилия лидера, а модель развития страны. Модель, мне кажется, выбрана: старая, рентно — распределительная, основанная на сырьевых ресурсах. С этой моделью ассоциируется Путин.
Медведев же отождествляется с модернизацией. Но эта модель не будет расширяться в ближайшее время, не будет масштабной модернизации — политической, экономической. Будет, как сейчас — техническое усовершенствования в некоторых областях экономики. Поэтому неважно, пойдет Медведев на второй срок или нет
Весь прошлый год старая система демонстрировала конкурентные преимущества: строились новые трубопроводы, российские нефтяные компании менялись акциями с западными. Это доказывает, что модель работоспособна. А идти на серьезный риск, меняя ее, ни политическая элита, ни экономическая не хотят.
В этих условиях, мне кажется, магистральное развитие политической системы — совмещение поста реального и формального лидера, причем неважно, как этот пост называется. С этой точки зрения, модель тандема себя исчерпала. Она была позитивной в экономике, куда приход Путина означал объединение, а не раздвоение на уровне двух правительств — президентского и премьерского. Но тандем оказался тормозом в политике, потому что блокировал любые политические изменения.
Между тем, такие изменения нужны. Но их можно осуществлять только тогда, когда реальный лидер не боится, что политические реформы ослабят его позиции в системе.
Как это сделать — вопрос технический. Мне кажется, самый простой вариант — вернуться Путину на пост президента. Остальные сценарии сопряжены с изменением Конституции. Например, можно сделать как в Грузии — придать премьеру функции главы. Или это может быть вариант генерального секретаря партии власти.
«СП»: — Что стоит за идеей Федорова, сценарий превращения Путина в генсека?
— Мне кажется, идея в ее нынешнем виде — очень общая, не имеющая отношения к реальным планам по изменению политической системы. Плюс к тому, идея трудоустройства Путина не может исходить из «Единой России»: Путин сам контролирует партию, и оттуда вряд ли можно ждать серьезных предложений, которые будут реализовываться на государственном уровне.