Американского министра обороны лечили втайне от Конгресса. Как стало известно, заболел 1-го, оповестили только 5-го. О состоянии здоровья министра обороны Ллойда Остина, когда тот лег в больницу, не поставили в известность руководство Совета национальной безопасности Америки.
Это обстоятельство шокировало высших должностных лиц, по крайней мере, экзальтированного советника президента США по нацбезопасности Джейка Салливана. Никто не знал, что у Остина осложнение после плановой медицинской процедуры. Сообщается, что он четыре дня пролежал в отделении интенсивной терапии, то есть в реанимации.
70-летний генерал несколько дней провел в больнице, передав часть полномочий своей заместительнице Кэтлин Хикс, 53 летней блондинке, первой женщине на посту замминистра обороны. К исполнению своих обязанностей Остин вернулся лишь в ночь на 6 января. Возможно, ни Байдена лично, ни Белый дом о госпитализации Остина тоже не проинформировали.
Новость свалилась на высшее руководство, как снежный ком, утверждает издание Politico. По крайней мере, Конгресс США о заболевании министра оповестили всего за 15 минут до того, как Пентагон опубликовал пресс-релиз. Конгрессмены обиделись.
Руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный считает, что на самом деле новость сильно раздута:
— Американская система государственной власти и управления неплохо работает — что с чернокожим министром обороны, что без него. Ну, лег человек на плановое обследование, что с того? Обсуждение его здоровья вообще-то не очень этично.
«СП»: Однако, когда минувшей осенью с американским генералом Эриком Смитом, начальником Корпуса морской пехоты, случился сердечный приступ, Министерство обороны США тут же опубликовало заявление об этом.
— Есть разница между сердечным приступом и плановой госпитализацией. Четырехзвездный американский генерал уже дипломатично заявил, что да, было бы правильнее надлежащим образом информировать общественность о своем состоянии здоровья. Обязался работать лучше. Но при этом он напомнил, что это его личные медицинские процедуры, и он взял на себя ответственность за свои решения, в том числе по поводу раскрытия информации.
«СП»: Был ли смысл у самого Ллойда Остина или его подчиненных скрывать информацию, что министр обороны Америки «не в форме»?
— Особого смысла в этом не было. Но Остин известен своей не то что бы скрытностью, он частенько избегает повышенного внимания к своей персоне. Все-таки не меньше полувека в армии. Покомандовал американскими войсками в Ираке, до их вывода с территории этой страны.
Как глава Пентагона он, конечно, общается с прессой, но только по необходимости, не стремится быть публичным политиком. Такая его манера поведения сработала, он сохранил доверие Джо Байдена, который чувствует, что глава Пентагона не «перетягивает на себя одеяло». Для американского президента важно, что они заодно — поставляют оружие для Украины…
В целом у скандала по поводу здоровья министра два источника и движущих силы, это Ассоциация прессы Пентагона, назвавшая «возмутительным» сокрытие состояния здоровья Остина и его госпитализации, и американские публичные политики, которые рады засветиться по любому поводу.
Журналисты заявляют, что общественность, дескать, имеет право знать, когда члены кабинета министров США находятся под наркозом и передают другим свои обязанности в процессе медицинских процедур. Мол, такая практика укоренилась на уровне президента. И министр обороны не имеет права скрываться в подобной ситуации.
Но, оказывается, пока нет стандартного протокола, когда следует объявлять о госпитализации министра обороны или его временной неспособности исполнять свои обязанности. Об этом сообщил Брэд Карсон, бывший заместитель главы Пентагона. Все зависит от тяжести состояния. Если бы Остин был «выведен из строя», то Конгресс наверняка должен это знать. Но пока министр способен принимать решения, даже под наблюдением врача, то политиков уведомлять не надо. Тем более, если политики республиканцы, а сам генерал — в правительстве демократов.
Естественно, что сенатор-республиканец Том Коттон из Арканзаса, член сенатского Комитета по вооруженным силам, заявил, что Остин должен незамедлительно разобраться, почему Белый дом не был проинформировали о его госпитализации. А другой сенатор-республиканец Роджер Уикер из штата Миссисипи, заседающий в том же Комитете, назвал молчание Остина «неприемлемым» и потребовал, чтобы тот объяснился.
Высокопоставленные американские чиновники, как обычно, оправдываются. Сначала они это делали за Байдена, теперь за Остина. Это целых девять сотрудников Министерства обороны и два специалиста из Конгресса. Один даже уведомил, что 6 января вечером Байден провел «сердечную беседу» с Остином. Президент, мол, полностью доверяет министру обороны. А другой, представитель Совета национальной безопасности, сообщил, что Джо «с нетерпением ждет» возвращения Ллойда в его рабочий кабинет в Пентагоне. Все это на условиях анонимности.
Чиновники вообще-то сомневаются, что Остин сообщил Байдену о своей госпитализации в частном порядке. Если уж молодой советник по национальной безопасности Джейк Салливан не знал, то вряд ли дедушка Байден был в курсе. В том смысле, что действующий президент и в Белом доме может заблудиться без посторонней помощи. Вопрос конечно деликатный — с одной стороны.
А с другой, американские корабли развернуты против хуситов на Ближнем Востоке. В Ираке только что нанесли так называемый «удар самообороны», которым убили лидера одной из группировок.
Американские эсминцы бороздят Красное море, отбиваясь от дронов и баллистических ракет, запущенных повстанцами. На суше войска США также отразили более сотни ракетных атак. Могут поплыть в Америку гробы под звездно-полосатым флагом. В случае чего, все шишки посыплются на Алана Рэнди, начальника штаба Армии США, ведь Остин бюллетенил.
Пока Остин остается в больнице, США прорабатывают варианты действий на Ближнем Востоке. Так что госпитализация министра обороны произошла в очень неспокойное для военных время. Такое молчание совершенно не характерно для Министерства обороны. Факт госпитализации был обнародован только после обсуждения того, как именно подавать информацию, считает Арнольд Пунаро, генерал-майор морской пехоты в отставке и бывший ответственный сотрудник сенатского Комитета по вооруженным силам.
Не потому ли госпитализация Остина была тщательно охраняемым секретом, который хранился даже от высокопоставленных чиновников Пентагона и лидеров Конгресса? Еще проболтаются. Даже некоторые служащие Пентагона то ли ничего не слышали о пошатнувшемся здоровье черного генерала, то ли скрывали. Знали только, что генерал будет в течение недели «работать из дома», типа «перешел на удаленку».