В Штатах стартовала предвыборная гонка. И произошел тот редкий случай, когда в роли пресс-секретаря одного из кандидатов, Дональда Трампа, выступил российский журналист и политик Алексей Пушков.
«Дональд Трамп предупредил, что США ждут „большие проблемы“ (big trouble), если Верховный суд не отменит решения нижестоящих судов отдельных штатов отказать Трампу в праве участвовать в выборах», — отмечается в посте Пушкова.
Что сейчас творится на предвыборной ниве в США, «Свободной Прессе» рассказал американист, член-корреспондент РАН Валерий Гарбузов.
«СП»: Валерий Николаевич, для России имеет значение, кто победит на американских выборах — демократ или республиканец?
— Отношение к нашей стране в США будет оставаться враждебным в любом случае.
«СП»: А чем в принципе отличаются демократы от республиканцев?
— Республиканцы — сторонники «малого государства». То есть чем меньше граждане вмешиваются в дела власти — тем лучше. И чем меньше мигрантов — тем лучше.
Демократы, наоборот, сторонники «большого государства». Люди должны больше участвовать в жизни страны. Социологические опросы, и так далее. И пускай будет больше мигрантов. Мигранты голосуют за демократов.
Демократы в США — аналог социал-демократов в Европе и России. Республиканцы — аналог консерваторов.
Электоральная база в США сейчас размывается, и все перетягивают электорат друг друга, но традиционно демократы — партия «цветных», партия большинства, партия бедных. Если бы все бедные и «черные» ходили на выборы — демократы побеждали бы всегда.
Республиканская партия — это партия преимущественно «белых», партия хорошо образованных взрослых граждан, «жирных котов и тугих кошельков». Численно их меньше, чем демократов, но они лучше организованы, у них больше денег, поэтому они перетягивают под выборы электоральные массы от противоположной партии.
Вот схематично я обрисовал, хотя есть нюансы. Благодаря определенному материальному и интеллектуальному преимуществу республиканцы время от времени становятся президентами.
Я думаю, что и в этот раз разница между кандидатом демократов и республиканцем будет составлять доли процента.
«СП»: Но, согласно социологическим опросам, сейчас Трамп существенно опережает Байдена.
— Вы на эти опросы сейчас не смотрите. В США на выборах существует примерное равенство. Демократы — это партия вновь прибывших, нелегалов. Они не участвуют в опросах. Они не смотрят телевизор, они пьют и колются. Они не видят, что Байден еле ходит и иногда страдает забывчивостью. Да будь ему хоть 100 лет, и если бы его носили на носилках, а он не разговаривал — все равно проголосуют за него. Потому, что он — демократ.
«СП»: То есть демократическая партия не будет выдвигать другого кандидата?
— Нет, а какой в этом смысл. Фамилию Байден демократический избиратель знает. Ну и зачем ему учить новую фамилию? Если Байден не умрет — то будет Байден. А если он умрет, тогда, очевидно демократы проигрывают эти выборы, и побеждает республиканец Трамп.
«СП»: А вы уверены, что от республиканцев будет Трамп?
— Я не даю прогнозов. Если кто-то в республиканской партии выпрыгнет, как черт из табакерки, то все может быть. Но сейчас самый популярный республиканец — Трамп, и конкурентов у него нет даже близко.
«СП»: Как вы оцениваете избирательную систему в США, при которой проходят выборы в отдельных штатах, а на финише президента определяют не голоса избирателей, а голоса выборщиков?
— Мне сложно сказать. Там выборы иногда выигрывают кандидаты, которые набрали меньше голосов, чем победивший. На мой взгляд — системка дурацкая. Но США все-таки демократическая страна. Если демос это устраивает, что мы тут будем комментировать?