Дональд Трамп уверенно побеждает на предварительных выборах кандидата от Республиканской партии в штате Айова. Об этом свидетельствуют результаты подсчета 100% голосов, опубликованные на сайте партии.
Бывший президент США, вновь претендующий на Овальный кабинет, получил 51% голосов. На втором месте губернатор штата Флорида Рон Десантис с 21,2% голосов, на третьем бывший постпред США при ООН и экс-губернатор штата Южная Каролина Никки Хейли — 19,1%, которая обошла Трампа только в одном из 99 округов.
Успех своего главного соперника признал нынешний президент США Джо Байден, назвав его явным фаворитом от оппозиции.
Бизнесмен Вивек Рамасвами, набравший 7,7% голосов и ставший четвертым, уже объявил о выходе из президентской гонки. В дальнейшем он намерен поддержать Трампа.
Кокусы (первые собрания партийных активистов) в Айове, прошедшие 15 января, фактически дали старт кампании по отбору кандидатов от республиканцев.
Дональд Трамп заявил Fox News Digital, что воодушевлен и очень польщен результатами на кокусах, для него большая честь победить в борьбе с заслуженными соперниками. По его словам, Десантис и Хейли «проделали хорошую работу». Оба они намерены продолжить участие в президентской гонке.
Президентские выборы в США намечены на 5 ноября. Как ожидается, в случае выдвижения Дональда Трампа от Республиканской партии ему будет противостоять действующий глава государства Джо Байден. При этом Трампу, как свидетельствуют результаты социологических исследований, вполне по силам одержать победу.
По мнению главного научного сотрудника Института США и Канады Владимира Васильева, результаты кокусов в Айове говорят о том, что в настоящее время Трамп — единственный и безальтернативный лидер Республиканской партии.
— Десантис и Хейли — типичные спринтеры. Они всю свою кампанию, все финансовые средства вложили в первые этапы — Айову, Нью-Гэмпшир, далее будет Невада, 23 февраля, возможно, Южная Каролина. Для них важно было остаться на втором месте и посмотреть — может быть, каким-то образом будет сдуваться Трамп.
Трамп не сдувается. Он бесспорный лидер. И дело не в процентах голосов, которые он получил, а в том, в каких графствах ему отдали голоса. В Айове только одно графство за Хейли. В остальных штатах праймериз будут актуализированы по принципу: победитель получает всё в большей степени. Безальтернативность Трампа уже проявилась в Айове.
«СП»: Байден признал лидерство Трампа от оппозиции. Но готовы ли находящиеся сейчас у власти демократы пойти на крайние меры, чтобы не допустить Трампа до окончательных выборов?
— Реакция Байдена понятна. Применительно к демократам есть два аспекта. Первый — победа Трампа укрепила позиции Байдена, парадоксально это или нет. Смысл кампании Байдена в том, чтобы не допустить Трампа в Белый дом — он победил его в честной борьбе в 20-м году и сейчас повторит успех без проблем. Байден лишний раз это подчеркивает.
С другой стороны — Байден начинает мобилизацию сил, чтобы все ресурсы и возможности демократов бросить на борьбу с Трампом. Это и так было понятно, но есть проблема в том, чтобы поставить точки над i. Ему надо сосредоточиться на Трампе, использовать не только политические, но и внеполитические методы — механизм снятия с выборов, усилить судебные преследования. Это важный момент: Трамп — главный враг, и вся партия демократов, сторонники, спонсоры — все на борьбу с ним! Это то, о чем говорил Байден в своих речах.
Опросы общественного мнения в отношении Айовы показали правильность оценки социологов, которые давали 52−55% Трампу. Это означает, что если политический процесс будет идти, как раньше, то в июле на съезде Республиканской партии в Милуоки Трамп довольно легко получит номинацию — будет выдвинут кандидатом в президенты от партии.
«СП»: У Трампа были весьма непростые отношения с партией. Они преодолены?
— Трамп не спал. Считалось, что когда его выкурят из Белого дома, он сойдет на нет, партия вернется к своему республиканизму, как она его понимает.
Трамп извлек урок, понял после предпринятой им кавалерийской атаки в 2016 году, потом выборов в 2020-м, где его ахиллесова пята — надо работать с массовой политической партией, сделать так, чтобы трампизм стал символом республиканцев.
Три года Трамп работал именно в этом направлении, подошел как бизнесмен-строитель небоскребов. Любой небоскреб начинается с фундамента. Фундамент партии — она должна быть трампистской, движение MAGA («Сделаем Америку вновь великой») должно стать ее идеологией, пустить корни среди рядовых членов и партийного аппарата.
Первичное собрание в Айове, набранные там голоса — это партийный аппарат, активисты. Рядовые члены сегодня за одно, завтра — за другое, а партийный аппарат остается. То, что аппарат по большей части проголосовал за Трампа, говорит, что партия становится трампистской.
«СП»: Но Хейли, судя по всему, успешно проводит свою кампанию, вошла в тройку лидеров. Если демократы как-то смогут отстранить Трампа от выборов, у кого больше шансов на победу — у Десантиса или Хейли?
— Есть слухи, что после Нью-Гэмпшира Десантис снимет свою кандидатуру. Может быть. Это финансовые вопросы.
Хейли хотелось бы закрепиться на втором месте, но смысл ее кампании не совсем понятен. Широко распространено мнение, что Хейли — это старая республиканская гвардия, которая ведет арьергардные бои за честь флага. В рамках трампистской партии эта гвардия пытается сохраниться, занять свою нишу. В этом плане может быть предпринята попытка навязать Хейли Трампу в качестве вице-президента.
С моей точки зрения, это совершенно бесперспективно, потому что к началу лета поддержка числа делегатов будет незначительна. Не думаю, что к съезду у Хейли будет больше ста голосов.
В Америке это всё денежные дела. Если так дальше пойдет, если Хейли будет проваливаться, не думаю, что ей продолжат давать деньги.
Но пока все гипотетически, никто в Америке так далеко не считает.
«СП»: Вы сказали, что Десантис может отказаться от дальнейшей гонки. Почему?
— Он — губернатор Флориды. У него рабочее место, в отличие от пенсионерки Хейли, есть. Надо понимать, что за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Десантис это понимает. За всю американскую историю ни один представитель штата Флорида так и не стал президентом.