
Российский премьер-министр Владимир Путин съездил в Минск и привез оттуда контракт на строительство в Белоруссии атомной электростанции. Батька, который долго отпирался и хотел видеть в лице подрядчика более щедрых китайцев, согласился. Деваться ему некуда: стране нужны деньги, а их если кто и даст, то только Кремль.
В кулуарах администрации Лукашенко говорят, что Батька давно готовился к визиту «дорогого гостя». Главной темой белорусско-российских переговоров должна была стать возможность получения Минском очередных кредитов. Но сам Путин о кредитах перед журналистами не сказал ни слова.
Российский премьер распространялся о том, что объем субсидирования белорусской экономики в 2011 году составит 4,3 млрд долларов. Не забыл Путин и о росте товарооборота. «Как обычно, вы, как всегда, нас „объегорили“: российский экспорт вырос на 8%, а белорусский аж на 46 с лишним», — сказал премьер. Импорт из Белоруссии в 2010 году в основном составляло оборудование машиностроения и продовольственные товары, а в российском экспорте в Белоруссию преобладали энергоресурсы и товары сырьевой группы. «Мы отмечаем устойчивый рост товарооборота — на 19% по сравнению с прошлым годом. Это очень хороший результат», — подчеркнул Путин.
Что же до денег, то их Лукашенко так и не дождался. По крайней мере, пока. Кредит в размере 6 млрд долларов заберет «Росатом», выступающий подрядчиком в строительстве АЭС. Но Батька просил и других денег.
«Белоруссия обратилась в антикризисный фонд ЕврАзЭС с просьбой о выделении на 2 миллиарда долларов кредита и к правительству России еще об 1 миллиарде долларов», — сказал журналистам на пресс-конференции по итогам межгоссовета ЕврАзЭС и заседания совета министров «Союзного государства» министр финансов РФ Кудрин. Условия предоставления кредитов «могут быть близки к условиям МВФ по последнему кредиту», сказал глава российского Минфина. Затем, подчеркнул он, Россия выставит определенные условия Лукашенко — в частности, потребует от него приватизации. Батьке деваться некуда, и он наверняка согласится.
За пару часов до приезда Путина еврокомиссар по региональной политике Йоханнес Хан заявил: «Европейский Союз будет обсуждать возможность добавить в существующий санкционный список новые имена людей, ответственных за последние судебные приговоры и недавние репрессии». То есть, ждать помощи из Европы Лукашенко не приходится.
Но и это еще не все. Standard&Poor"s снизило 15 марта суверенный рейтинг по внешним заимствованиям Белоруссии на одну ступень — с В+ до В. Негативный прогноз был сохранен. Страна находится на грани дефолта, говорят тут. Причины снижения рейтинга агентство объяснило самым общим образом, ссылаясь на уязвимость перед неблагоприятными тенденциями внешнего рынка и сокращение белорусских международных резервов.
А Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings сообщило, что прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента семи белорусских банков понизился со «стабильного» на «негативный». Это касается «Белагропромбанка», «Беларусбанка», «Белгазпромбанка», «Белинвестбанка», «Белвнешэкономбанка», «БПС-Банка» и ЗАО «Банк ВТБ» (Беларусь).
Видимо, именно поэтому Лукашенко так обхаживал российского премьера во время визита. Обнимал в присутствии телекамер. Выпустил незадолго до встречи из тюрьмы российских заключенных Гапонова и Бреуса, которых, как говорили, собирался посадить в тюрьму на несколько лет, а накануне визита заступился за Путина в беседе с репортером Washington Post.
Столь резкую перемену в поведении Батьки, ранее не стеснявшегося резких слов в адрес российского руководства, политолог Валерий Карблалевич в беседе с «СП» объяснил так: «Лукашенко в ближайшее время будет шелковым. Отношения с Европой натянулись до предела, а деньги нужны. Пока ситуация в экономике страны не стабилизируется, Лукашенко будет выполнять все условия Кремля».
А пока в РБ рады и тому, что уже есть. «Мы дали старт строительству белорусской АЭС и развитию энергетического моста между нашими государствами», — заявил белорусский премьер Михаил Мясникович. Он добавил, что «есть хорошие перспективы подключения Казахстана» к договоренностям между Россией и Беларусью в энергетической сфере. Сам Лукашенко много говорил о необходимости скорейшего появления единого экономического пространства между государствами. «Как вы, так и мы в Беларуси, особенно возлагаем и возлагали большую надежду и видели большую перспективу в этом крупном союзе», — сказал он.
На поддержание экономики Лукашенко требуется несколько миллиардов долларов. Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико говорит, что нужно, как минимум, 3 млрд. Правда, есть и те эксперты, которые называют другую цифру — 10 млрд.
Но в любом случае, для поддержания стабильности в стране, все последние дни обсуждавшей возможность девальвации национальной валюты, деньги Батьке нужны, как воздух. Пару дней назад он призывал в страну инвесторов из Великобритании и Ирландии. На встрече с Путиным говорил, что готов поддержать все начинания и российского капитала.
И Россия в Белоруссию пойдет. По словам экс-главы белорусского Нацбанка Станислава Богданкевича, «для того, чтобы сохранить Белоруссию в сфере своих интересов, чтобы косвенно экономически править Белоруссией, Москве надо вкладывать большие средства в экономику, в банковскую отрасль». Опасаясь этого влияния, Батька долгое время Россию в свою страну и не пускал. Но теперь у него нет другого выбора".
Владимир Путин даже сделал на встрече Лукашенко двусмысленный комплимент: «Мы видим и знаем, что вы являетесь последовательным сторонником интеграции». Теперь Кремль может радостно потирать руки: Батька зажат в угол.
Минск.
Фото: premier.gov.ru