Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Рукотворный штопор летающей отрасли

Наше авиастроение возглавляют люди, для которых российские самолеты — отнюдь не первое дело

7822
Рукотворный штопор летающей отрасли
Фото: Дмитрий Сандимиров/ТАСС

Многократно обещанный с самых высоких трибун прорыв в авиастроительной отрасли не состоялся. Процесс, что называется, не пошел. Минпромторг и «Ростех» все же нашли в себе мужество объявить, что поставки SSJ-100, МС-21, Ил-114−300 переносятся на 2025−2026 годы. Ничем не порадовала и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), стыдливо признав, что в нынешнем году, как и в минувшем, удастся сдать лишь один Ту-214.

Похоже, наконец, те, кто твердили на каждом углу об успехах в области импортозамещения в летающей отрасли, стали нам говорить правду? Не поздно ли? История учит, что в прежние времена ответственные работники, не только не справлявшиеся со своими обязанностями, но и постоянно, мягко говоря, врущие руководству и народу, как минимум, подавали в отставку. Но у наших нынешних собственная гордость — они как памятники, прилипшие к чиновным пьедесталам.

Читайте также

Специалисты отнюдь не удивлены происходящему в отрасли. Те, кто убедждал страну во всесилии наших нефтегазовых долларов, способных дать стране сколько угодно западной авиатехники, заботились прежде всего о собственных и без того не жидких доходах. Это те же люди, что превратили нашу авиационную отрасль в сборочный цех иностранных комплектующих.

То ли не ведали, что губят свою авиационную промышленность, то ли не хотели рушить свои тесные связи с зарубежными «партнерами». Ведь на объявленном «самым национальным» SSJ-100 даже заклепки ставились французские.

Как рассказывает один из опытнейших ветеранов — специалистов в области сертификации авиатехники, умельцы из института СибНИА им. Чаплыгина умудрились, разработав региональный ТВС-2 МС, призванный заменить трудягу Ан-2, устанавливать на нем американский двигатель «Honeywell».

Схема новации была проста, как валенок — установить заморский мотор и заменить перкаль на синтетику. А подумать о том, что современный американский мотор — турбовинтовой и работает на керосине, а, значит, для его заправки надо тонны авиатоплива развозить по бездорожью в глубинках, где уже давно пользуются лишь бензином, никому и в голову не пришло.

Как правильно заметил один понимающий в этом толк — свидетель ее демонстрации на МАКСе, «машинка, конечно, получилась интересная, но что ей делать в серии?

Почему современные создатели наших самолетов всегда забывают, что их детище ещё кто-то эксплуатировать должен. Почему «цессны» и «робинсоны» по стольку лет летают везде? Они и в ремонте просты, и запчастей хоть отбавляй. Ведь тот же кукурузник вообще «на коленке» грамотный техник мог обслужить. Может, перестать выдумывать велосипед, убрать с концепта излишки, восстановить десяток заводов по производству двигателей и комплектующих, обучить пять-шесть сотен техников и всё — у нас своя малая авиация!"

Кстати, раз уж зашел разговор о МАКСе, вспоминается совсем не красящий тогдашних капитанов нашего авиапроизводства эпизод. Тогда, к МАКСу -2003 легенда отечественной конструкторской мысли Генрих Новожилов подготовил к показу Ил-96−400, оборудованный самой совершенной, созданной отечественными специалистами авионикой, и невиданной, вызывавшей даже зависть гостей из Боинга и Эрбаса, компоновкой пассажирского салона всей необходимой радио -, и телеаппаратурой.

Очень Генрих Васильевич рассчитывал, что чиновники помогут ему ознакомить с новацией президента, но те ловко увели главу государства к показу ими лоббируемых машин, которые так и не стали впоследствии открытием авиационной мысли. Весьма тогда расстроился генеральный конструктор, о чем впоследствии не раз с грустью вспоминал.

Но вернемся к сегодняшнему дню. Проблемы с двигателями, из-за которых серийные поставки SJ-100 и МС-21 перенесли на 2026 год, уже давно не дают покоя ждущим позитивных перемен. Но кто сегодня возьмется уверенно спрогнозировать, когда они, наконец, появятся?

Вроде как аксиома, что планер — не самая главная часть самолета, да и вообще любой летательный аппарат надо начинать именно с создания его сердца — мотора. У нас же с некоторых пор вся суета начинается с бега впереди паровоза. Провозглашать пуск в серию того или иного нового летающего детища, не обеспечив его надежными двигателем и прочей начинкой, а также системой послеполетного обслуживания, стало печальной нормой.

В этом смысле как не согласиться и с заслуженным пилотом РФ Юрием Сытником: «Понимают ли руководители, засевшие Минавиапроме, ОАК, обещая выпуск сотен новых отечественных машин, что им понадобятся тысячи новых двигателей? Откуда они возьмут для них металл, станки, а, главное, специалистов — инженеров, клепальщиков, слесарей?

Ведь люди за годы простоя в этой области уже давно покинули свои предприятия. Исчезли профтехучилища, техникумы, из которых они шли в авиапром. Где они ныне? Сегодня, по сути, нет специалистов в этих областях, в первую очередь из низкого уровня образования в авиационной отрасли и отсутствия её престижа, как было в советские времена, когда в авиационных КБ и заводах работали целые семейные династии!

Тот же МС-21 позиционировался как самолет, превосходящий зарубежных конкурентов в категории ближне- и среднемагистральных самолетов по большинству основных показателей. Забывая при этом, что конкуренты находятся в эксплуатации уже не одно десятилетие, а детище отечественного авиапрома никак не может уже который год сделать решительный шаг в реальную эксплуатацию.

Зато, как подчеркивает не однажды экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов, бесконечные доклады президенту о сроках выпуска новой отечественной авиатехники как всегда ничем не подкреплены. А «докладчики», мелькание которых мы уже устали наблюдать на ТВ-экранах, с некоторых пор стали очень напоминать тех самых обманщиков-ткачей из андерсеновской сказки про голого корля. И правы те, кто задается вопросом, куда уходят все те выделяемые президентом значительные средства на программы импортозамещения. Где они, эти обещанные программы и их результаты? И понесут ли «обещалкины» ответственность за их провал?

Читайте также

Например, за драматическую судьбу одного из лучших в мире лайнера — амфибии Бе-200, уникальные качества в тушении пожаров которого опробовал даже садившийся за его штурвал наш президент? Контракт, как вспоминает борющийся уже много лет за возвращение в небо машины ее главный конструктор Александр Явкин, подписали, но в серию она так и не пошла.

А уж про Ту-214 говорить вообще тяжелее всего. Уже упомянутый Юрий Сытник как-то заметил: «заводы для сборки есть, а с комплектацией беда: авионики, гидравлики, двигателей и много чего другого в достаточных объемах нет. Из чего они будут самолеты делать?» Эту замечательную машину, готовую к эксплуатации еще два десятилетия назад, попросту принесли в жертву, занявшись приобретением аэробусов и боингов, созданием суперджетов и все того же МС-21. Старт поставок последнего, как известно, планировали сначала на 2016-й, потом — на 2020-й, затем — на 2022 год. Теперь вот 2026-й. Всё как обычно.

Надо ли удивляться тому, что люди уже перестают верить в перспективу выхода из штопора, в который попал наш отечественный авиапром. А скепсис по поводу реализации амбициозной программы, озвученной на самом верху, все больше овладевает массами.

Вспоминая еще раз Новожилова, как не согласиться с его характеристикой сложившейся патовой ситуацией в родной ему отрасли, тем, что на его глазах она теряет свои ведущие позиции в мире. В одном из интервью за несколько лет до кончины, он не постеснялся — имел на это полное право — четко определить причину этого: «Руководители нашей промышленности не являются специалистами в области, которую курируют». Не поспоришь…

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня