Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика
1 апреля 2011 02:55

«Мартовские тезисы» Медведева выглядят утопией

Инициативы президента по улучшению инвестиционного климата могут не сработать

27

Президент Дмитрий Медведев выступил с десятью пунктами, которые позволят улучшить инвестиционный климат в России. И если снижение ставок страховых взносов для предприятий (повышенных с начала этого года) до 26% наблюдатели оценивают позитивно, то все остальные тезисы Медведева вызывают много вопросов в части реализации. Желаниям президента традиционно противодействует громоздкий бюрократический аппарат, а также нежелание многих представителей элиты терять влияние.

Одним из самых интересных пунктов в «мартовских тезисах» президента Дмитрия Медведева наблюдатели считают решение о выводе чиновников из состава Советов директоров госкомпаний. Медведев и ранее заявлял о такой необходимости, однако не были обозначены сроки, и потому весь процесс тормозился. Теперь же до середины 2011 года такие «монстры», как Сбербанк, Роснефть, банк ВТБ, Аэрофлот и другие должны избавиться от высокопоставленных чиновников и заменить их независимыми директорами.

Казалось бы, всем хорошо: и министры получат возможность заниматься только своими делами, не отвлекаясь на управление огромными корпорациями, и сами корпорации будут работать эффективнее под управлением менеджеров-профессионалов. Но есть и подводные камни: как это часто бывает, слагаемые могут поменяться, а сумма останется прежней.

«Здесь возникает вероятность того, что на места чиновников в советах директоров придут аффилированные с ними люди, — считает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Это обычное дело, когда бюрократический аппарат начинает противодействовать проводимым в государстве изменениям». По словам Макаркина, интереснее всего в этом процессе будет проследить за ситуацией в Роснефти: ведь председателем совета директоров этой компании является вице-премьер Игорь Сечин, который и так курирует всю нефтяную отрасль в правительстве. Сечину придется выбирать: остаться во главе одной из крупнейших нефтяных компаний страны, или продолжить работу в качестве вице-премьера. «Очень маловероятно, что Сечин уйдет из правительства», — уверен Макаркин.

От того, сможет ли Медведев завершить начатое, будет зависеть и запланированная приватизация. «Иностранные инвесторы скорее войдут туда, где в советах директоров нет высокопоставленных чиновников, — уверен эксперт по макроэкономике ТКБ-Капитал Сергей Карыхалин. — никому ведь не хочется вкладывать деньги в компанию, которая де-факто подчиняется министру или вице-премьеру».

Что же касается снижения ставки страховых взносов (повышение которых с начала 2011 года вызвало массу возмущений у бизнеса), — то на этот шаг власти решились потому, что бюджет наполнился доходами от дорогой нефти, и «насиловать» бизнес пока не имеет смысла. Выпадающие доходы планируется компенсировать в том числе за счет снижения материальных затрат госкомпаний на 10%. Получится ли это сделать — вопрос. По-прежнему неясно, не попытаются ли власти компенсировать снижение (а по сути — возвращение на прошлогодний уровень) одних налогов повышением других.

Еще одна инициатива Медведева — это создание института «инвеступолномоченных» в каждом федеральном округе. По замыслу президента, новый подвид бюрократа должен обеспечить взаимодействие между инвесторами и исполнительной властью в регионах. Следовательно, сократится время рассмотрения заявок на проекты инвесторов.

Но здесь есть проблема: кто будет этими инвеступолномоченными, какие будут у них полномочия, станут ли они действительно той инстанцией, которую задумал президент, или все ограничится формальным «сидением на должности». Если инвеступолномоченный станет очередным звеном в бюрократической цепи, то вместо снижения коррупции получится ее эскалация.

Напомним, что идея появления «комиссаров президента» не нова. Во время кризиса 2008−09 годов уполномоченные от исполнительной власти и Центробанка уселись в государственных и крупных частных компаниях — они были призваны наблюдать за расходованием финансовой помощи, выделяемой государством в рамках «антикризисного спасения экономики». «Комиссарам» были выделены кабинеты, аппарат помощников, финансирование. Но до сих пор так и неизвестна их роль в преодолении кризиса в каждой из компаний, где «комиссары» приглядывали за менеджментом корпораций.

«Чтобы этого не произошло, чиновник должен быть наделен достаточными полномочиями, чтобы его решения были обязательными для местных органов исполнительной власти», — считает Сергей Карыхалин. А для этого инвеступолномоченным должен быть человек с определенным политическим весом. В противном случае чиновник просто не совладает с местными политическими и экономическими элитами, и будет исполнять роль «свадебного генерала», с громким названием должности, но фактически без прав. «Именно поэтому все скептически настроены по поводу нового уполномоченного», — говорит Сергей Карыхалин.

Еще больше скепсиса прибавляют так называемые «мобильные приемные» президента, которые будут действовать во всех регионах, и куда граждане смогут обращаться с жалобами на чиновников. Они, по планам, будут укомплектованы сотрудниками администрации президента, и полностью независимы от местных властей. В отличие, по словам помощника президента Аркадия Дворковича, «от ныне действующих институтов».

Получается, что стационарные приемные президента (о премьерских приемных даже не говорим), которые и так уже существуют, зависимы от местных властей? Чем тогда можно обеспечить независимость мобильных — тем, что представители местных элит за ними попросту не угонятся?

И опять же эта инициатива Медведева не нова. В перестроечное время в некоторых крупных городах местные реформаторы устанавливали т.н. «будки гласности». В эту «будку» мог зайти любой желающий, наговорить за 3−5 минут все, что он думает о суровой действительности, а потом эти записи должны были изучать чиновники и соответствующим образом на них реагировать.

Некоторые эксперты настроены к инициативе президента по улучшению инвестиционного климата крайне скептически. Мы попросили прокомментировать «мартовские тезисы» Дмитрия Медведева экономиста, президента экспертного центра «НЕОКОН» Михаила Хазина.

«СП»: — Михаил Леонидович, как вы оцениваете инициативы президента по улучшению инвестиционного климата?

— О каком инвестиционном климате вообще идет речь? Инвестора, прежде всего, волнует получение прибыли. И туда, где прибыль можно получить, инвестор просто рвется! Вот почему нефтяная компания BP так рвется инвестировать в Россию? И почему ее не пускают?

То же самое с получением прибыли: это вопрос не инвестиционного климата, это проблемы экономики. Пока не будет экономического роста, никакой инвестор к нам не придет. А президент, возможно, не замечает, что экономического роста нет, потому что ему дурят голову чиновники. И поэтому реальные проблемы в экономике скрываются за пресловутым «инвестиционным климатом».

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня