Похоже, новым президентом России все же будет Дмитрий Медведев. Эту версию подкрепили «мартовские тезисы», озвученные им в Магнитогорске. Можно, конечно, предполагать, что премьер не возражал против мер, которые огласил Медведев, что в наступивший электоральный год Владимир Путин гнет свою линию, но не мешает проявить себя и президенту… Но вероятной выглядит и другая версия: Магнитогорск — это своего рода «праймериз» Медведева. Возможно, группы влияния, которые делают в России политику, Путина «слили». По крайней мере, премьер молча проглотил меры президента, которые ударили по его людям в госкорпорациях.
Если следующим президентом будет Медведев, напрашивается логичный вопрос: как изменится при нем Россия? Надо думать, второй срок президентства, да еще шестилетний, способствует отвыканию от привычки поминутно оглядываться на Путина. Каких шагов по реформированию страны можно ждать от Медведева, у которого окажутся развязанными руки? Мы спросили об этом экспертов «Свободной прессы».
Дмитрий Бадовский, замдиректора Научно-исследовательского института социальных систем при МГУ им. М.В.Ломоносова, член Общественной палаты РФ:
— Я считаю, кто бы ни стал президентом в 2012 году — Медведев. Путин, или еще кто-то — задачи и проблемы, которые в ближайшие годы придется ему решать, чтобы страна развивалась, одни и те же, и президент будет делать примерно одно и то же.
Есть глубочайшая проблема изменения модели экономического развития, проблема реформирования пенсионной системы, есть необходимость реформировать налоговую систему. В России огромные проблемы с деградацией образования, здравоохранения, — то есть, тех сфер, которые являются ключевыми для современной экономики, экономики человеческого капитала. Есть необходимость привести в порядок правоохранительную систему, судебную систему, далеко не завершена еще армейская реформа, и так далее.
Это объективная повестка дня, ее невозможно игнорировать. Кто бы ни пришел на пост президента в 2012 году, он будет иметь дело с этой повесткой, будет эти проблемы решать.
Другой вопрос, если на второй срок пойдет Дмитрий Медведев, это приведет к определенным политическим изменениям. Модель тандема, которая работала три года, и доработает до выборов-2012, вряд ли дальше сохраниться (впрочем, она не сохранится и в случае, если к власти придет Путин). Свою политическую роль модель сыграла, и на сегодня порождает конфликты, тормозит принятие решений и проведение реформ.
Надо понимать, что в 2012 году мы избираем президента на шесть лет. Это не просто увеличение срока полномочий на два года. Шестилетний срок позволяет более четко планировать системные, принципиальные преобразования, меньше оглядываясь на предвыборные соображения. У власти появляется больше временного ресурса, чтобы принимать и проводить в жизнь осмысленные решения.
При четырехлетнем сроке у нас получалось так: в первый год все рассаживаются по местам, потом пару лет работают, потом наступает очередной предвыборный год, и еще год опять никто не работает. Понятно, при шестилетнем сроке у власти появится большее окно возможностей, а это тоже будет работать на усиление реформаторского начала.
Существует, кроме того, непреложный политический закон: президент, который находится на втором сроке полномочий, и не связан задачами переизбрания, и может не поддерживать рейтинг любой ценой, склонен к более решительным действиям. Так, по сути дела, и было с Владимиром Путиным: его первый и второй сроки довольно сильно отличались друг от друга.
Наконец, баланс сил. Естественно, если Медведев пойдет на второй срок, влияние Путина будет ослабевать. Если премьер примет решение не возвращаться на пост президента сейчас, это будет означать, что он не вернется и позднее. Перегруппировка элит вокруг президента, пошедшего на второй срок, будет более активной. Мы не можем сейчас прогнозировать, какие конвенции будут между Медведевым и Путиными, какие конвенции будут условием выдвижения Медведева на второй срок. Тем не менее, мне кажется, эти конвенции будут менее масштабными, чем на первом сроке президентства Медведева.
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:
— Если представить, что Медведев выставит свою кандидатуру на президентских выборах, и эта кандидатура (это определяющий момент) будет поддержана Владимиром Путиным (то есть, премьер предоставит в распоряжение Медведева свое электоральное поле и экономические ресурсы) — конечно, Дмитрий Медведев выиграет. Это означает пролонгацию его полномочий еще на шесть лет, и совокупный срок президентства составит 10 лет.
За 10 лет перед Дмитрием Медведевым — по сути — стоит моральная задача изменить Россию. Первые четыре года своего правления он лишь декларировал намерения, и, прямо скажем, мало реально сделал, чтобы изменить страну по сценарию, который он сам предложил в начале первого президентского срока.
Мне кажется, предоставление ресурсов Медведеву со стороны Владимира Путина будет оговорено особыми условиями. В них наверняка войдет пункт, чего не менять (во всяком случае, первое время), чтобы сохранить пресловутую стабильность, о необходимости которой в последнее время Путин говорит постоянно, на всех межрегиональных конференциях «Единой России». Мне кажется, Медведев, как человек чести, выполнит это условие. В этом случае, даже если Дмитрий Медведев станет президентом еще на один срок, вряд ли стоит ожидать каких-то революционных изменений.
Но, не исключено, Медведев рискнет и — как того очень хочет его окружение — попытается выставить кандидатуру самостоятельно. В этом случае есть серьезный риск, что он не будет переизбран президентом РФ, — даже при условии активного внешнего воздействия со стороны Соединенных Штатов, которые очевидно симпатизируют нынешнему президенту.
Если же при таком раскладе Медведев победит, Россию, действительно, ждут коренные изменения, главное из которых — смена элитных групп. Последнее обстоятельство крайне беспокоит ныне существующую элиту, которая контролирует практически все участки экономики.
«СП»: — Что конкретно мы увидим в этом случае?
— Мы увидим либерализацию партийно-политического поля, создание двух-трех сильных партийных объединений, которые будут конкурировать друг с другом. Мы увидим экономическую либерализацию, форсированное вступление в ВТО, иностранные инвестиции в России. Картинка, которую я нарисовал, представляется либеральным раем. Но на практике он обернется адом для многих участников этих процессов.
Объясню. Либерализация партийно-политического поля приведет к острой конкуренции, но при этом обострятся политические противоречия. Это значит, Государственная дума опять превратится в место для дискуссий, и ни для чего больше. Президенту станет крайне трудно проводить свои инициативы через Госдуму в таких условиях. Тем более, дума — при нынешних умонастроениях населения — будет, скорее всего, «красной».
Второй момент. Вступление в ВТО и либерализация экономического поля приведут к повышению иностранных инвестиций, стимулированию бизнеса, но обернется глобальным переделом собственности. Другими словами, к экономической войне. А на войне, как известно, все средства хороши. В итоге экономика вступит в полосу хаоса, как это было в 1990-х годах.
Вот две картинки, кардинально отличающиеся одна от другой. Первая — виртуальная, вторая — то, что будет на самом деле. Поэтому, если честно, я бы голосовал за стабильность.
Леонид Радзиховский, политолог:
— Дело не только в президенте. Если сохранится та же комбинация, что сейчас — Медведев президент, а Путин премьер — это одно. Если Медведев президент, а Путин просто ушел на пенсию — это совсем другое. Нужно уточнить исходные данные.
«СП»: — Представим, что Путин уйдет…
— Тогда нетрудно представить, что будет. Для начала, первые год-два, Медведев будет чистить кадры от путинских, и ставить своих. Пока своих у Медведева, насколько я понимаю, нет. Значит, надо их откуда-то вытаскивать, или добиваться, чтобы существующие доказали лояльность.
Будут ли при Медведеве либеральные преобразования — сказать трудно. На них сейчас нет спроса. Группа людей, которая в них заинтересована, очень невелика, и не имеет большой силы — ни политической, ни, между прочим, экономической. Вопреки крикам, что бизнес мечтает избавиться от коррупции и бюрократии, все обстоит сложнее. На словах — да, мечтает. А на деле все с кем-то договорились, почти у всех какие-то отношения, и люди очень неплохо этим пользуются.
Поэтому глубокая перестройка легка на бумаге, но непонятно, на кого в ней опираться. Это уже вопрос политической воли и хитрости Медведева. Ему надо решить две взаимоисключающих задачи. Первая — поднять пласт людей, которые реально, жизненно заинтересованы в либеральных преобразованиях. Например, в разгосударствлении предприятий, ослаблении влияния МВД, прокуратуры, ФСБ. В сближение с Западом, технологическом и политическом, и так далее. А вторая задача — провести этих людей наверх так, чтобы они сами тебя не сожрали.
Потому что среди наиболее ярых западников, противников бюрократии — и самые активные противники Медведева. Они не делают тайны из того, что их план прост: главное — убрать Путина и путинское окружение, а уж Медведева мы сожрем, и не подавимся.
Словом, задача Медведева — не повторить судьбу Горбачева. Тем более, если Медведева вышибут, и Россия развалится (или не развалится, а начнется большой хаос), никто уже Нобелевскую премию мира ему не даст.
Насколько Медведев готов к решению такой задачи — судить не берусь. Пока что, мне кажется, не особенно. Но человек меняется в зависимости от обстоятельств. Может, Медведев скрывает свой могучий потенциал — это вполне возможно, в политике и не такое бывает.
Фото: «© Александр Миридонов/Коммерсантъ»