После того, как бойцы российского Африканского корпуса выдавили последних американских военных с территории аэродрома в республике Нигер, о наших бойцах на черном континенте слышно не очень много.
Завесу военной тайны вокруг бывших «музыкантов» для «Свободной Прессы» приоткрыл директор Научно-образовательного центра африканских исследований Российского университета дружбы народов Владимир Белов во время круглого стола на площадке РИА «Новости».
«СП»: Усиливает ли присутствие Африканского корпуса в некоторых государствах влияние России на континенте в целом?
— Еще несколько лет назад о теме частных военных компаний хорошо знали на Западе, но в нашей стране она не обсуждалась. Сейчас информация становится более открытой. Наш Африканский корпус находится в ряде стран по приглашению их правительств — для содействия в борьбе с терроризмом, бандитизмом, нестабильностью ситуации.
В тех государствах, куда пригласили наш Африканский корпус, — ЧВК из других стран, как правило, не присутствуют. Они несут службу там, где нет нас.
В заявлениях российского МИД неоднократно говорилось, что правительство России к деятельности наших «ЧВК» за пределами страны отношения не имеет. Иначе говоря, Москва не использует бойцов Африканского корпуса для того, чтобы усиливать свое влияние. Оно достигается, в основном, работой дипломатов, нашего бизнеса на континенте, предоставлением гуманитарной помощи.
«СП»: Можете назвать какие-то конкретные поручения правительств африканских стран, которые даются Африканскому корпусу?
— Почти все ЧВК из разных стран занимаются в Африке одним и тем же — охраной предприятий по добыче полезных ископаемых. Например, алмазные рудники международной корпорации De Beers взяли под защиту ЧВК из Южно-Африканской республики.
Представьте себе алмазные копи. Основные городки добытчиков находятся в малонаселенных районах не самых богатых и стабильных стран. И для того, чтобы рудники не грабили, не захватывали — эти городки охраняются частными военными компаниями.
Такая охрана внушает инвесторам чувство надежности. Если ее не будет — бизнес не станет делать рискованные инвестиции в разработку месторождений.
Точно так же и появление группы «Вагнер», а после её ликвидации — Африканского корпуса, в ряде стран континента стало стимулом для того, чтобы там начались разработки драгоценных камней и золота, строительство заводов по переработке этих и других полезных ископаемых.
В дальнейшем, по мере появления новых центров экономического роста в Африке, присутствие такого рода частного военного контингента будет всё более востребовано.
Если говорить о республике Нигер, то там после революции были национализированы урановые рудники, и правительство обратилось к Африканскому корпусу с просьбой обеспечить их защиту. Кроме того, потребовалась охрана ряда инфраструктурных объектов, включая аэродром для грузовой авиации.
С начала СВО постоянно звучащей темой стал поход России на Восток с целью предложения своих экспортных товаров. Но есть и не менее важная тема — поход на Юг за покупками. И речь не только об алмазах. Об этом «Свободной Прессе» рассказал старший научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Александр Попов:
— Россия является главным производителем алюминия в мире, не имея при этом достаточно собственного сырья для получения этого металла — бокситов. Ранее мы закупали их у Украины и Австралии. А в сложившейся ситуации самое время обратить внимание на Индонезию. Ей принадлежит часть острова Калимантан, который разделён между тремя государствами.
Этот остров (в его индонезийской части) обладает богатейшими залежами глинозёмов, в добычу и переработку которых Россия может сделать инвестиции, чтобы удовлетворить потребности нашей алюминиевой промышленности.
Как известно, для разработки глинозёма и производства алюминия первостепенное значение имеет дешевизна электроэнергии. Индонезия до последнего времени настороженно относилась к атомной энергетике, но сейчас там взят курс на углеродную нейтральность. А остров Калимантан абсолютно благополучен с сейсмической точки зрения.
«Росатом» не скрывает планов прийти на индонезийский рынок. Это — четвертая по численности населения страна в мире.
На острове Калимантан планируется построить новый большой город, и строительство АЭС в связке с развитием алюминиевой промышленности — интересное предложение для Индонезии. Как известно, эта страна уже отказалась поддержать антироссийские санкции.
На круглом столе прозвучал вопрос о том, будет ли Россия, которая является председателем БРИКС в этом году, лоббировать вступление в организацию новых членов из числа своих торговых партнеров. Директор ИНИОН РАН, член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов ответил отрицательно:
— Существует мнение, что БРИКС нужно превратить в широкий клуб стран без каких-то взаимных обязательств. Но большинство основоположников организации не согласны с этим.
Расширение БРИКС не должно приводить к выхолащиванию самой идеи, которая заключается в деятельном участии стран в таких процессах, как создание удобных платёжных схем, благоприятного инвестиционного климата, новых проектных решений.
При этом ряд стран опасается, что БРИКС станет либо иерархическим проектом, где одни страны будут подчинены другим, либо превратится в блок, противостоящий НАТО.
Ни первого, ни второго нельзя допустить, поэтому на данный момент 10 стран — это оптимально, все остальные пускай присоединяются, но не в статусе членов, а как наблюдатели, — резюмировал представитель РАН.