Президент Эстонии Алар Карис отметился удивительным заявлением: серьезные дискуссии о прекращении военных действий на Украине могут начаться только после того, как Эстония поставит Россию на колени.
— Мы (Эстония) сделаем все возможное, чтобы поставить Россию и Путина на колени, — заявил политик. И добавил, что вопрос об отправке эстонских войск на помощь Киеву будет решать парламент страны.
Общая численность эстонской армии, согласно открытой информации — 7700 бойцов. С учетом того, что в зоне СВО ликвидируется, в среднем, 700 боевиков в сутки, эстонской армии хватит на 11 дней боёв.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала угрозу Карриса поставить Россию на колени кратко: «А как это? Пусть покажет».
Должна ли Россия обращать внимание на лай эстонской «моськи»? Независимый экономический обозреватель Константин Смирнов полагает, что нужно и замечать, и наказывать. Хотя бы потому, что Эстония подает дурной пример всем остальным.
— Вспоминается история из первой половины девяностых, когда эстонский президент Леннарт Мэри на экономической конференции в Германии заявил, что Россия угрожает западному миру. И тогдашний вице-мэр Санкт-Петербурга Владимир Путин резко встал, вышел из зала и хлопнул дверью. Это всеми было воспринято правильно, и Мэри, что называется, умылся.
«СП»: Но Эстонию тот эпизод вразумил ненадолго.
— Прибалтика на какое-то время стала для России элементом торга, чтобы вступить в ВТО. Мы очень хотели в эту организацию, а Литва, Латвия и Эстония хотели в Евросоюз. Как ни странно это покажется, мы могли их туда не пустить, если бы начали будоражить тему о нарушении прав человека в этих странах. Русским, которые родились и жили в этих странах во время СССР, стали давать паспорта неграждан. А это — фашизм.
И тогда в Россию приезжал еврокомиссар Паскаль Лами, который в дальнейшем возглавил Всемирную Торговую Организацию. Произошел сговор: мы не обращаем внимание на дискриминацию русских в Прибалтике, а нас принимают в ВТО. Евросоюз открыл нам дорогу туда, в том числе заткнув Финляндию, Польшу и ряд других стран, которые не хотели нас принимать.
«СП»: Оно того стоило?
— На тот момент — да. Это снимало с наших экспортёров дискриминационные ограничения, которые оставались еще со времен СССР.
«СП»: Но сейчас мы снова обложены санкциями.
— И нам больше ничего не мешает наказывать Эстонию. Мы это делаем. Эстонские порты, через которые Россия импортировала и экспортировала товары, давали самый главный доход, который был у этой маленькой страны. Сейчас мы не пользуемся больше этими портами.
Эстония была одним из главных поставщиков живых свиней в Ленинградскую область. Охлажденную свинину мы у них не брали, а живых животных на забой или разведение — покупали. Сейчас не покупаем, эстонское животноводство умерло, их свиньи больше никому не нужны.
Уровень жизни в Эстонии падает ежегодно, население сокращается — потому, что молодежь стремится уехать.
А ведь до начала 20-х годов, когда Эстония пользовалась возможностью зарабатывать на транзите в Россию и обратно, там экономический рост был выше, чем в Германии.
Россия даёт не только экономические, но и политические ответы. В этом году 9 мая на берегу нашего пограничного Ивангорода был устроен концерт в честь Дня Победы, чтобы его хорошо видели и слышали жители Эстонии на другом берегу реки Нарва. Там десятки тысяч людей собрались, и эстонские власти не смогли их разогнать.
«СП»: Но эстонским властям всего этого мало, они хотят и дальше «ставить нас на колени».
— Фактически Эстония сейчас является главным разжигателем третьей мировой войны. После распада СССР у Эстонии остался крупнейший в Европе военный аэродром Тарту. До Санкт-Петербурга бомбардировщику лететь оттуда три минуты или меньше. Они во время учений производят оттуда пуски ракет в сторону Ленинградской области, которые регулярно падают в болота.
Так вот эта прибалтийская недострана постоянно провоцирует войну, в которой может погибнуть вся Европа. При этом в Таллине уверены, что им ничего не будет, потому что в Эстонии по-прежнему живет много пожилых русских, родившихся во времена СССР, которые служат живым щитом.
Я думаю, что Захарова, когда давала свой комментарий, обращалась не к эстонскому президенту, а к лидерам нормальных стран, чтобы они утихомирили Кариса.
Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов придерживается другой позиции относительно того, как реагировать на выпады Эстонии. Политолог считает, что Россия не должна обращать внимания на лай эстонских политиков.
— Мария Захарова, судя по всему, не смогла промолчать в ответ на заявление президента Эстонии. Соблазн был слишком велик. Правильно это или нет, однозначно ответить трудно, — сказал «Свободной Прессе» Антон Орлов.
— С одной стороны, реакция официального представителя МИД получилась красивой и хлесткой, с другой — Россия фактически опустилась до уровня Эстонии, а точнее — подняла маленькую враждебно настроенную прибалтийскую страну до своего уровня.
Думаю, не на все выходки наших противников главному дипломатическому ведомству страны надо реагировать, даже если очень хочется, иначе они могут слишком много о себе подумать.