Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

А вам — на Север! Хуситы регулируют морской трафик

События в Красном море намекают, что с Россией надо договариваться — хотя бы о Севморпути

4327
А вам – на Север! Хуситы регулируют морской трафик
Фото: dpa/picture-alliance ТАСС
Материал комментируют:

Западные грузоперевозчики рассматривают возможность использования Северного морского пути (СМП), большая часть которого находится под контролем РФ, в качестве альтернативного транспортного маршрута из-за высоких рисков в Красном море, пишет журнал Foreign Policy.

В материале отмечается, что количество судов, пересекающих Красное море, после нападений хуситов уменьшилось почти на 60 процентов, а стоимость страховки для тех, кто все же рискует плыть через Баб-эль-Мандебский пролив, «взлетела до небес». Скажем, в Норвегии, как сообщил глава департамента по чрезвычайным ситуациям Ассоциации судовладельцев Аудун Халворсен, с октября 2023 года, когда начались атаки, цена поднялась в сто раз.

«Увеличение расходов и опасения оказаться под ударами беспилотников и ракет хуситов заставило некоторых грузоотправителей задуматься об альтернативе, которую представляет собой Арктика, поскольку таяние льдов там начинает создавать новые возможности на так называемом Северном морском пути», — пишет издание.

Читайте также
Хуситы не намерены закрывать охоту на «Жнецов» и уже примериваются к авианосцам Хуситы не намерены закрывать охоту на «Жнецов» и уже примериваются к авианосцам Русско-белорусско-иранский «Бук» осваивает йеменские земли

В публикации говорится, что потепление климата в арктической зоне происходит в четыре раза быстрее, чем в других уголках планеты. Причем потенциальные маршруты на СМП среди тающих льдов могут сократить для перевозчиков расстояния из некоторых европейских портов в Азию на восемь тысяч километров по сравнению с Суэцким каналом.

В то же время Foreign Policy замечает, что для многих отправителей грузов серьезной проблемой может стать растущее противостояние между РФ и Западом. По словам научного сотрудника Центра стратегических и международных исследований Катажины Зыск, российская сторона уделяет очень большое внимание арктическому региону, в котором дислоцируется довольно мощный Северный флот.

«Примерно 70 процентов Арктики контролирует Россия, поэтому для использования данного маршрута кораблям необходимо получить разрешение у русских, да к тому же заплатить им требуемые транзитные сборы», — пишет американский журнал.

Стоит напомнить, что в начале нынешнего года вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что навигация на СМП в 2024-м станет круглогодичной.

Вопрос использования Северного морского пути для доставки становится одним из важнейших в мировой политике, уверен политолог, руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

— Кстати, в материале американского издания есть серьезная ошибка — Россия контролирует не 70, а 100 процентов СМП. Просто западные страны считают по-своему. А вообще, вокруг этого сейчас разворачивается серьезная борьба. И вопрос контроля над северными маршрутами ставят сейчас многие тамошние политики, в частности, директор ЦРУ Уильям Бернс.

«СП»: На Западе собираются вести борьбу за СМП?

— У них нет тяжелых ледоколов, которые могли бы обеспечить проход по данной транспортной артерии, они есть только у России. Необходимо также соответствующее обеспечение. Мы довольно активно осваиваем арктический регион, у нас там, напомню, уже есть плавучие атомные электростанции.

Как известно, сейчас американцы пытаются держать контроль над ситуацией в Южно-Китайском море, где также может произойти обострение. Направляют туда авианосцы. Вот такие приоритеты — они в свое время строили авианосцы, а мы ледоколы. Но в настоящее время, как известно, их авианосцы могут оказаться под ударом.

И от того, как будет складываться ситуация вокруг важнейших транспортных артерий, зависят цены на китайские товары, которые могут сильно взлететь. Для американцев это очень важный вопрос сейчас, у них выборы скоро.

«СП»: Западные страны могут как-то начать договариваться с нашей страной по вопросу использования СМП?

— Нужно учитывать, что здесь на кону стоят интересы очень крупного бизнеса. И цена вопроса — даже не миллиарды, а триллионы долларов. И боссам большого бизнеса в случае необходимости будет просто наплевать, кто там в Америке президент — за такие деньги они кого хочешь нагнут и заставят делать то, что нужно.

«СП»: Может ли желание использовать СМП заставить западные страны затеять какие-то споры насчет его мировой принадлежности, как это было с арктическим шельфом?

— Теоретически это можно, но смысла в этом особого нет. Наша страна, впрочем, не возражает против его использования другими станами мира. Пожалуйста — платите и пользуйтесь.

Читайте также
Драго Боснич: Помогая Украине, Запад усиливает армии Китая, Ирана и Северной Кореи Драго Боснич: Помогая Украине, Запад усиливает армии Китая, Ирана и Северной Кореи Российские средства РЭБ превратили натовскую «высокоточку» в тупые болванки и дали русским бесценный опыт современной войны

Трудно допустить, что публикация Foreign Policy была очередным напоминанием позиции Запада о том, что СМП принадлежит всеми миру и любая страна может им пользоваться, предположил политолог, директор Центра политического анализа Павел Данилин.

— Теоретически это возможно, но на практике этот тезис не работает. Прохождение по Северному морскому пути без ледоколов возможно в ограниченный период, в то время как российский ледокольный флот позволяет сделать это движение круглогодичным.

К тому же этот путь находится не просто в зоне влияния, а в границах Российской Федерации. Поэтому любые попытки заявить о том, что это мировое достояние и по нему может ходить кто угодно — это полный бред и результата такие заявления иметь не будут.

«СП»: В чем тогда может заключаться смысл публикации?

— Не исключено, что авторы Foreign Policy хотели дать понять, что надо сотрудничать с Россией. Прямо сказать об этом они, конечно, не могут, поскольку подобные вещи на Западе сейчас жестко пресекаются. Но дать намек, что с Москвой вообще-то лучше договариваться по каким-то вопросам, серьезные политические аналитики вполне могут себе позволить. Это намек из серии «умный поймет — дурак не догадается».

«СП»: Могут ли серьезные политические аналитики подвигнуть Запад договариваться с Россией?

— Договариваться об этом с недружественными государствами по СМП мы не будем. А вот коммерческое использование вполне возможно, но это вопрос не межгосударственного обсуждения, а переговоров, скажем, с «Севморфлотом», «Атомфлотом». Мы за коммерческое использование. Но что касается соглашений на государственном уроне, то западным странам для начала нужно перестать быть врагами России.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня