На Примаковских чтениях в Москве прошла знаковая пленарная сессия, посвященная будущему БРИКС, на которой представители стран организации высказали свои идеи развития.
С неожиданным историческим экскурсом выступил бывший посол Египта в Германии, Австрии, Бразилии, помощник Генерального секретаря ООН Рамзи Эззельдин Рамзи:
— Изначально аббревиатуру из четырех букв БРИК придумали «западные спонсоры», которые просто хотели захватить рынки крупнейших растущих экономик. Но у них пошло не по плану: каждая из стран захотела быть суверенной. И они самостоятельно создали свой клуб для того, чтобы наладить экономическое взаимодействие без западного диктата. Сейчас в БРИКС уже 10 стран и ещё много кандидатов, а цели уже — более, чем экономические. Это — взаимодействие в самых разных областях жизни.
Одна из задач — финансовая. Как торговать, не обращая внимания на западные санкции и американское давление. Идеи Китая на этот счёт озвучил директор Института мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук Чжан Юйянь:
— Сейчас возникли некоторые проблемы во взаимных расчетах между странами БРИКС, и чтобы их решить, нужно создать единый пул валют наших стран, резервную систему платежей в качестве альтернативы расчетам в долларах.
Создание такой цифровой мультивалютной площадки возможно, но для этого требуется решить ряд вопросов.
Во-первых — унификация законодательной базы. Страны БРИКС, которые хотят пользоваться этой площадкой, должны будут принять свои национальные законы об этом по единому стандарту.
Необходимо создать общие стандарты и для инфраструктуры, которая будет проводить трансграничные платежи в любой валюте стран-участников. Банковские технические системы должны стать совместимыми.
И последнее, но самое главное — для этого нужна политическая воля. Для создания такой системы должно быть солидарное решение тех стран, которые хотят в ней участвовать.
Если эти вопросы будут решены, то создание региональной платежной системы существенно увеличит выгоды стран БРИКС от сотрудничества.
О разногласиях, которые существуют между странами БРИКС, на сессии рассказал почетный научный сотрудник Observer Research Foundation (Индия) Нандан Унникришнан:
— Про Индию говорят, что мы — самый сложный участник БРИКС, с которым труднее всех договориться. Но Индия действует в своих национальных интересах, и все остальные действуют так же, поэтому все — сложные. В БРИКС нет одного командира.
Но наше взаимодействие говорит о том, что все противоречия можно обсуждать и решать их по мере возможности, когда возникает общий интерес.
У Индии много общих интересов с Россией. Не случайно, свой первый визит после избрания премьером Нарендра Моди совершит в Москву.
Но у нас есть и разногласия по поводу взаиморасчётов. Индия — самая большая из бедных стран в мире. Чтобы улучшить жизнь — мы должны взаимодействовать со всеми, в том числе и с США, и учитывать в том числе их интересы.
— Видимо, в отличие от России, Индия ещё не переболела болезнью «Запад нам поможет», — сказал модератор сессии, первый заместитель председателя думского Комитета по международным делам Вячеслав Никонов (и коллега из Индии улыбнулся).
— БРИКС растёт и не остановится. Количество различных мероприятий и форматов, где мы встречаемся, уже превышает 200. Но самое главное для человечества, что БРИКС предложил новую модель отношений между государствами. Это — идеальная модель будущего мира. Как выясняется, можно строить отношения на основе согласия, вопреки разногласиям, между очень разными странами, — резюмировал Вячеслав Никонов.
Последние новости о развитии БРИКС, — в теме «Свободной Прессы».