Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан прибыл в Киев. Об этом сообщил пресс-секретарь главы венгерского правительства Берталан Хаваши.
Визит венгерского премьера стал первым с начала военной операции в феврале 2022 года. За тот же период Украину посетили все лидеры ЕС, кроме него.
Financial Times сообщает, что визиту предшествовали длительные переговоры по вопросу прав венгерскоязычного меньшинства, которое проживает в Закарпатье.
Предположительно, помимо двусторонних отношений, стороны обсудят план Орбана по мирному урегулированию конфликта на Украине.
Каков сей план — «Свободной Прессе» рассказал бывший депутат Верховной Рады, лидер движения «Другая Украина» Владимир Олейник.
«СП»: Владимир Николаевич, из телевизионной хроники видно, что при последних встречах Орбан разговаривал с Зеленским жестко (возможно — даже грубо), и последний начинал сутулиться и прятать глаза. И тем не менее Орбан приехал в Киев. В чем причина такой перемены?
— С 1 июля Венгрия стала председательствующей страной в ЕС, и теперь это — обязанность Орбана.
Но есть и предметный разговор. Венгрия настаивает на широких правах венгерского меньшинства в Закарпатской области. Они там компактно проживают, я был у них несколько раз. Они настаивают, чтобы образование было в том числе и на венгерском языке. И общение на венгерском языке. А Украина это всё запретила.
Понятно, что Орбан будет отстаивать интересы венгров, в том числе и по вопросам мобилизации. Уже был факт: когда происходил обмен пленными, украинские венгры были возвращены Будапешту, а не Киеву.
Венгрия заняла позицию по заграничным паспортам, которые Украина перестала выдавать военнообязанным. Она принимает венгров с просроченными паспортами, о чём заявила публично. Но говорят, что принимает и вовсе без паспортов.
«СП»: А у Зеленского какой интерес приглашать Орбана?
— Орбан имеет прямой выход на Трампа — у них отличные, даже особые отношения.
Те, кто смотрел дебаты, поняли и то, что вариант прихода Трампа в Овальный кабинет Белого дома выглядит всё более реальным, и услышали позицию Трампа по Украине.
Не сомневаюсь, что Зеленский смотрел дебаты.
У Венгрии самые лучшие отношения с Китаем из всех стран ЕС. До 40% инвестиций Китая в ЕС идут в Венгрию, на строительство большого завода по производству электромобилей.
Зеленский уже заявил, что будет вести переговоры с Россией — но не прямым образом, а через посредников. По принципу зерновой сделки. Но гарантом зерновой сделки была ООН, и ничего в итоге не смогла проконтролировать. Очевидно теперь, что гарантами должна быть не организация, а конкретные государства.
И в разговоре с Орбаном будет подниматься вопрос: какие государства смогут стать посредниками, а какие — гарантами. Посредником может быть сам Орбан. Он лучше других может поговорить и с Трампом, и Си Цзиньпином.
Венгрия председательствует в ЕС полгода, и это совпало с тем полугодием, когда на Украине произойдут очень большие перемены.
«СП»: Зеленский будет выторговывать что-то лично для себя?
— Конечно. Интересы Украины для него — пустое место. Ему нужно либо сохранение личной власти — это задача-максимум. Ну, или хотя бы гарантии неприкосновенности, чтобы его потом не преследовали.
«СП»: Венгрия мечтает вернуть себе Закарпатье?
— В Закарпатье не всё так просто. Там проживает примерно 1,5 млн граждан Украины. Из них венгров — около 180 тысяч. То есть Закарпатье и венгры — это не одно и то же.
Но если вдруг произойдёт такая ситуация, что Польша введет свои войска в Львовскую, Тернопольскую и другие области (всего 5 областей, которые входили в состав Польши до 1939 года), то я не исключаю, что в рамках защиты соотечественников Венгрия введет свои войска в Закарпатскую, а Румыния — в Черновицкую области.
Политик Олег Царев высказал «Свободной Прессе» свое мнение о возможности мирного процесса на Украине:
— Важно, что сейчас все стали говорить про мир. Об этом заговорил и Зеленский. Судя по всему, Зеленским и его командой принято принципиальное решение провести мирные переговоры до президентских выборов в США, и о чем-то договориться. Задача очень непростая. Они слишком долго накачивали общество ненавистью и верой в победу над Москвой. Но попытка сделана будет.