Расширение Североатлантического альянса во второй половине 1990-х должно было происходить только после консультаций с Москвой, свидетельствуют рассекреченные документы Архива национальной безопасности США, основанного в 1985 году учеными и журналистами.
Обещание проводить консультации с российской стороной перед тем, как принять в ряды НАТО какую-либо страну, давал Борису Ельцину бывший вице-президент США Альберт Гор.
«Что Клинтон сказал тебе в сентябре — в конце концов НАТО будет расширяться, но процесс будет постепенным и открытым, мы будем проводить консультации с вами, — приводил слова Гора тогдашний заместитель госсекретаря Строуб Тэлботт. — Процесс будет проводиться параллельно с углублением партнерства США и России и вашего партнерства с НАТО».
Согласно опубликованным материалам, Альберт Гор посетил Ельцина в декабре 1994-го в больнице. Президент РФ просил у американского политика заверения, что западный военный блок не будет расширяться. Российскому лидеру было важно получить гарантии перед парламентскими выборами 1995 года.
Документы свидетельствуют — Гор дал требуемые обещания. Он также заявил, что «концептуально не исключено членство РФ в НАТО». Однако такой вариант вызвал неприятие Ельцина, назвавший его «бессмысленным».
В частном порядке на встрече президентом США Биллом Клинтоном в 1997 году Ельцин называл основополагающий акт Россия — НАТО (подписанный в том же году в Париже) «вынужденным шагом», свидетельствуют архивные материалы. В этом документе, как известно, декларировалось, что стороны «не рассматривают друг друга как противников». Также в нем говорилось, что на территории новых участников военного блока не будут размещать ядерное оружие и крупные воинские контингенты.
По мнению директора Института исследования проблем современной политики Антона Орлова, опубликованные документы свидетельствуют о серьезных промахах президента Ельцина во внешней политике.
— У него ведь поначалу не было опыта, когда те же американцы не сдержали бы свои обещания. Он полагал, что рукопожатие двух лидеров государств, неформальные договоренности значат куда больше, чем подписанные документы. Как говорится, «слово мужчины — не крик попугая».
И когда позднее Ельцин понял, что американцы могут его обмануть, не сдержать своих слов, то резко изменил свою позицию. Возможно, он потом жалел, что шел на поводу у американских партнеров, в том числе в вопросах функционирования НАТО, но было уже поздно.
«СП»: Чем руководствовались американцы, те же Клинтон и Гор, когда обещали Ельцину, что будут консультироваться с Россией насчет расширения альянса? Они действительно воспринимали нас как серьезного партнера?
— Судя по всему, американцы тогда отнесли нас в разряд стран третьего мира, которые не стоит воспринимать всерьез. Какие бы шаги в отношениях со страной третьего мира ни делались, какие бы соглашения ни подписывались — это для них мало что значило.
Они воспринимали Россию как государство, которое можно использовать в собственных внешнеполитических интересах.
«СП»: Несмотря на существующие правила рассекречивания архивных материалов, политическую целесообразность никто не отменял. Почему сейчас в США решили предать гласности документы, позволяющие усомниться в добросовестности Вашингтона и его союзников?
— Полагаю, американцы сочли, что публикация этих документов в настоящее время не играет принципиальной политической роли. Если бы, скажем, это было сделано в начале 2022 года, или в 2021-м, подобный шаг имел бы серьезное значение. Он мог бы показать, стоит ли доверять заверениям США и НАТО, их обещаниям.
Но сейчас, когда мы являемся свидетелями военных действий, когда наша страна на Западе до предела демонизирована, публикация таких материалов уже не опасна для американцев. Можно напомнить, что и ранее наш министр иностранных дел Сергей Лавров и американские отставные политики упоминали наличие обещаний США не расширять НАТО на восток.
Если бы подобный шаг был предпринят до начала боевых действий на Украине, такой эскалации, возможно, удалось бы избежать. Но сейчас дороги назад уже нет.
Ничего удивительного в рассекречивании документов об отношениях РФ и НАТО нет, замечает военно-политический эксперт Михаил Александров.
— Прошло 30 лет, и согласно существующему там порядку, материалы можно вытащить на суд общественности, если, конечно, нет оснований держать их под сукном и дальше. Тут посчитали, видимо, что никаких рисков это не несет. Тем более, что подобные вещи уже хорошо известны, да они и не скрывались особенно.
Скажем, насчет расширения или не расширения НАТО обещания давались вполне публично. Гораздо интереснее, если бы американцы предали гласности документы, касающиеся обсуждения, зачем Североатлантический альянс нужно расширять на восток и зачем они давали подобные обещания российскому руководству. Но эти документы до сих пор лежат под «секретным» грифом.
«СП»: Что могла бы дать их публикация?
— Тогда станет ясно, что США руководствовались долговременной стратегией по обману России, прикидываясь друзьями, партнерами, а на деле продолжая отхватывать кусок за куском территории, приближаясь к российским границам. А потом уже вторгаясь и на постсоветское пространство, в зону жизненно важных интересов России. Путь обмана, которыми Штаты шли все это время.
Ну а их вранье еще со времен Горбачева общеизвестно — тогда Бейкер обещал, что юрисдикция НАТО не сдвинется ни на дюйм к востоку от ее тогдашнего положения. Потом они интерпретировали в том ключе, что имелись в виду границы ГДР, а вот другие страны, например, Польшу, это не касается. То есть, продолжили идти путем обмана как средства ведения войны. Недаром Сунь-Цзы говорил: «Война — это путь обмана».
«СП»: Когда, на ваш взгляд, наступил переломный момент в отношениях России и НАТО и руководство нашей страны стало подозревать, что западный военный альянс идет путем обмана?
— Подозрения нарастали постепенно и связаны они не только с продвижением альянса на восток. Мы видели, как западные страны фактически поддерживали бандитский режим в Чечне, затрудняли проведение там контртеррористической операции, одновременно двигали НАТО на восток.
Конечно, руководство страны было неоднородно. Были деятели типа Гайдара и стоявших рядом с ним комсомольских выскочек, считавших, что надо самоликвидироваться и входить в Запад по частям. Имелось в руководстве и жулье, которому было на все наплевать, лишь бы побыстрее обогатиться.
Понимали происходящее только патриотически настроенные политики, которых тогда во власти было немного, и они пытались влиять на Ельцина. А тот руководствовался стремлением удержать собственную власть и осознавал, что продвижение НАТО не воспринимается позитивно большинством населения страны. Перелом в настроениях Ельцина и его окружения произошел во время бомбежек Югославии в 1999 году.
Они поняли, что НАТО вполне тоже может начать бомбить и Россию, а их самих отправить под трибунал, как потом это сделали с Милошевичем. И продвижение альянса на восток создавало предпосылки для такого сценария. В общем, даже ельцинская элита напряглась. А потом пришел Владимир Путин, который как выходец из спецслужб прекрасно понимал, что Запад стремится нашу страну окружить и добить.
Другое дело, что в силу своей нерешительности он несколько вяло и мягко реагировал на враждебные действия. Только в последний момент, когда стало ясно, что Запад и НАТО готовы поглотить Украину, пришло решение о проведении СВО. Хотя, на мой взгляд, к активным действиям переходить надо было раньше — Грузию следовало забирать в 2008 году, а Украину — еще в 2014-м.