Эстония в очередной раз с бесстрашием болонки набросилась на Россию.
Таллин возмутили русские буи, обозначающие на реке Нарва судоходный путь. Прибалты потребовали от РФ объяснений. А заодно оповестили «о провокационных действиях русских» своих хозяев в ЕС и отправили в Москву через представителя нашего посольства в Таллине ноту протеста.
Другого, более корректного способа спокойно разобраться в ситуации, видимо, не знают. При этом каких-либо конкретных фактов нарушений со стороны РФ не представили.
В ответ наши заявили, что нарушает-то как раз Эстония, а не Россия, разместив свои буи в чужих водах. Потому и были эти самые буи удалены российскими пограничниками. Не все, а половина из ста. Злобным истеричным соседям дали возможность самим убедиться в собственной неправоте.
Эстонцы после этого буквально вскипели от негодования. Требуют теперь провести новые измерения «спорного» дна. И чтобы не позднее августа текущего года. И опять — ни одного более-менее убедительного факта нарушений со стороны РФ. Одно словоблудие о «разном представлении направления фарватера». Да тезисы о возможных изменениях природных условий в проточных водах. Мол, 20 лет не проводились соответствующие измерения…
Началась эта история ещё в два месяца назад, в мае. Казалось бы, всё разъяснилось с тех пор, нет больше повода для споров. Но это с кем-то другими, не с чудью (древнее название народности в северо-восточной части Балтийского моря). Оповестив тогда же, в мае, Евросоюз о «нарвском, по воде, захвате их территории», они, как водится порабощенным, ретиво взялись исполнять указания Брюсселя «давить на русских, пока не вернут эстонские буи туда, где сняли».
Так усердствовали в этом, что превзошли ожидания хозяев, отказав (из-за буёв!) ряду образовательных учреждений приграничной Нарвы (самый русский город Эстонии) в частичном обучении на русском языке в ближайшем, 2024/25 учебном году.
Как тут не вспомнить о войне в Италии в ХVI веке из-за украденного неким дезертиром ведра в соседнем княжестве: хотел коня напоить…
К этому ведут эстонцы, что ли? Или моське просто заняться нечем, как дразнить слона мелочными придирками?
— Да, ситуация вроде бы пустяковая, но… Дело в том, что течения рек отклоняются под влиянием вращения Земли, меняя свое русло. Это называется Силой Кориолиса. Географы и гидрографы об этом, конечно, знают. Меняется Волга, Висла, другие реки в разных странах. В том числе и Нарва. Поэтому нужны периодические промеры дна. Это узаконено международной юрисдикцией, — комментирует экономист, политолог Николай Межевич — Один из способов определения границы между двумя государствами, разделёнными водотоками, — по фарватеру (тальвег). В плане это обычно относительно прямая или извилистая линия. Я в свое время работал в группе установления российско-эстонской границы и проходил всё это.
Совершенно очевидно, что эстонцы не могут сделать что-либо без нас в данной ситуации. А мы без них. И теперь, когда наши отношения зашли туда куда зашли, не будем уточнять это место, то в числе проблемных обозначилась и нынешняя — граница по реке.
Как ее решать? В принципе всегда существовали институты погранкомиссаров: встречаются два офицера в звании не ниже майора и начинают переговоры о том, что и как делать. Для этого опять же нужны нормальные отношения.
«СП»: Которых нет…
— Да, к сожалению. Какие могут быть пограничные комиссары, переговоры, если та сторона говорит, что у нас нелегальный президент? А название нашей страны пишут с маленькой буквы.
«СП»: Они со своей больной головой не перепутали, часом, РФ с Украиной?
— Это — эстонцы. У них и Земля треугольная… Но выясняется, что без России многие проблемы не решаются. Вот в чем дело!
«СП»: Однако буи имеют свойство стареть, их нельзя не менять.
— Разумеется, требуется контроль за ними, регулярная замена. Тем более что они не просто стоят, но должны светиться ночью.
«СП» Тогда получается, что эстонцы правы? Мы ведь не спросили у них разрешения передвинуть в мае буи…
— В мае как раз и предлагали — официально! — вместе с ними, как положено, проводить измерения. Но эсты отказались. А два дня назад сообщили, что готовы!
«СП»: Проснулись, наконец… Николай Маратович, вы обмолвились о своем участие в установления российско-эстонской границы в первые постсоветские годы. Тогда обошлось без эксцессов с их стороны или?..
— В целом было спокойно. Не считая «пустяка»: техническую линию границы мы согласовали осенью 1997 года. Спустя шесть лет после того, как начали.
«СП»: Они притормаживали, что-то выгадывая для себя?
— Требовали вернуться к границам 1920 года. Естественно, ничего не получили.
«СП»: Честно говоря, поднадоели нынешние эстонские политики своими сомнительными претензиями. Может, жестче с ними надо?
— Не надо. МИД РФ выбрал, на мой взгляд, абсолютно верную тактику — сдержанности в отношениях с ними. «Надоели», «раздражают» — не аргументы. Надо исходить из того, что соседи бывают разные. У нас есть хорошие. Есть просто соседи. А есть немного больные. Жить надо уметь со всеми.
Резюме Игоря Коротченкова, военного эксперта, публициста, общественного деятеля, главреда журнала «Национальная оборона».
— Нынешние заявления эстонских властей «о буях» не более чем частный эпизод очередной волны русофобии, которую эта карликовая страна практикует в последние годы вместе с ЕС, — ответил на звонок «СП» Игорь Юрьевич. — Реагировать надо спокойно. Исходя из того, что это в принципе характерно для прибалтийских государств. Русофобия оправдывает любые поступки.
«СП»: С военной точки зрения «спорные» буи имеют какое-то значения?
— Никакого. Никто наверняка не знает, переставляли их наши пограничники или не переставляли. Звучат какие-то сомнительные обвинения. Они практически каждый день нас в чем-то обвиняют. Это как лай дворняги. На что тут реагировать? Собака лает — караван идет.