Парламент Грузии в среду, 20 апреля принял единогласное решение об аннулировании соглашения с Россией о транзите военных грузов и персонала через грузинскую территорию на военную базу Гюмри в Армении. 102-я Российская военная база (таково официальное название объекта), снабжение которой после грузинско-осетинской войны 2008 года шло исключительно по воздуху, оказывается таким образом в состоянии полной блокады. Однако существует и альтернативный транзитный коридор — через иранскую территорию. Тегеран с удовольствием окажет помощь России и Армении, опасаясь усиления Азербайджана и стоящей за ним Турции.
База в Гюмри была основана в 1995 году по соглашению правительств России и Армении. На базе была расквартирована 164-я мотострелковая дивизия, сформированная из частей, стоявших ещё в Армянской ССР, а после ликвидации базы в Ахалкалаки в Гюмри были передислоцированы российские войска из Грузии. 102-я база является на сегодняшний день крупнейшим российским военным объектом в закавказском регионе, туда же в 2007 году был переведён из Грузии штаб Группы российских войск в Закавказье.
Уникальность Гюмри состоит и в том, что за содержание базы России не приходится платить ни рубля. Об этом напомнил эксперт московского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, которого мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию:
— Во всём мире принято, чтобы страна, держащая базу за рубежом, платила стране, предоставляющей свою территорию. Даже Америка исправно платит Кубе за Гуантанамо, несмотря на известные сложности в отношениях двух стран. С Гюмри же ситуация прямо противоположная: не Россия платит за базу Армении, а Армения России. Российское присутствие является для Еревана единственной гарантией от турецкого военного вмешательства в проблему Нагорного Карабаха.
«СП»: — Турция — действительный член НАТО, неужели она решится на прямой военный конфликт?
— На прямой — вряд ли, а вот на военную помощь Азербайджану, с которым у Турции, напомню, заключён военный союз — вполне. Один на один с турецко-азербайджанскими войсками Еревану ни за что не удержать Арцах. Российская база в Армении сдерживает Баку и Анкару.
«СП»: — Но решение Грузи аннулировать соглашение о транзите фактически ставит Гюмри в блокаду?
— Транзит был де-факто прерван ещё в 2008 году, после войны в Южной Осетии. С тех пор снабжение базы шло исключительно по воздуху, да ещё по альтернативному каналу — через Иран. Решение грузинского парламента перекрывает воздушную ветку — значит, остаётся только иранский коридор, через Каспий, порт Энзели до армянского Мегри.
«СП»: — Но какой смысл Тегерану помогать России и Армении?
— Самый прямой. Иран опасается усиления Турции, всё громче предъявляющей свои права на роль региональной сверхдержавы. Турция подогревает сепаратистские настроения в Иранском Азербайджане и не упустит случая вмешаться в конфликт, как только будет решена в желательном для Анкары ключе проблема Нагорного Карабаха. Поддержка статус-кво в карабахском вопросе — в прямых интересах Тегерана, а это означает иранскую помощь России и Армении в содержании базы в Гюмри.
Не вполне понятной остаётся позиция в этом вопросе Грузии. Потакая вполне объяснимому желанию хоть как-то насолить России, в Тбилиси не могли не понимать, что решение о блокаде Гюмри способно сильно раздражить Ереван. Грузинско-армянские отношения и без того не блещут добрососедством, осложнённые постоянно тлеющей проблемой Джавахетии, населённой армянами и усиленно «грузинизируемой» из Тбилиси.
Характерен в этом смысле визит в Ереван, предпринятый 18 апреля министром обороны Грузии Бачо Ахалайя. Помимо своего коллеги Сейрана Оганяна, Ахалайя встречался и с президентом Армении Сержем Саргсяном, которому, видимо, и попытался объяснить, что предстоящее решение грузинских парламентариев отнюдь не направлено против его страны. Удалось ли ему убедить в этом руководство Армении — неизвестно.
Приходится признать, что заблокировав российский воздушный транзит в Гюмри, и без того чрезвычайно затратный и неэффективный, Грузия добилась только ещё большего ухудшения отношений с Арменией, а также усиления вовлечения Ирана в закавказские дела. Тбилиси позиционирует себя, как союзник США и кандидат в НАТО, что вряд ли может понравиться Тегерану.
102-я Российская военная база расположена в городе Гюмри (Армения) в 126 километрах к северу от Еревана. Возникла в 1995 году в уже независимой Армении в соответствии с армянско-российским договором. На базе оставшихся после вывода войск соединений Краснознамённого Закавказского военного округа (среди которых выделялась 127-я мотострелковая дивизия) была развёрнута 102-я российская военная база, которая несёт боевое дежурство в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. База подчинена Группе российских войск в Закавказье Южного военного округа Российской Федерации. База оснащена зенитно-ракетными комплексами С-300 и истребителями МиГ-29. Численность личного состава базы — около 5 тысяч человек (из них 2500 россиян и 2000 армян). Договор о функционировании базы был заключён сроком на 25 лет, и был продлен еще на 49 лет (до 2044 года) в ходе визита президента РФ Медведева в Армению в 2010 году. Как пояснил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, вопросы, за которые будут отвечать российские военнослужащие, касаются территории Армении, то есть в случае любой внешней угрозы Армении это будет рассматриваться как внешняя угроза для России.