Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Нефть и газ
15 августа 2024 21:04

Бардак на море: США начнут призывать «Совкомфлот» к «порядку» пулеметами

В Америке хотят узаконить пиратство против российских танкеров — нефть забирать и продавать у себя на аукционах

17652
Бардак на море: США начнут призывать «Совкомфлот» к "порядку» пулеметами
Фото: Николай Михальченко/ТАСС
Материал комментируют:

Несмотря на западные санкции, доходы российского бюджета от продажи нефти и газа за январь — июль составили 6,8 трлн рублей, что, по оценке Минфина РФ, на 61,6% превышает прошлогодней показатель. И это совершенно не устраивает Соединенные Штаты — ведь в мире, уверены там, только они устанавливают правила, которым все должны подчиняться. А Россия, получается, обзавелась теневым танкерным флотом и вопреки этим правилам продолжает торговать углеводородами, да еще с большой прибылью.

Но выход есть, считает некто Чак Девор, главный специалист по национальным инициативам Техасского фонда государственной политики, бывший законодатель Калифорнии и подполковник армии США в отставке. Нужно только возродить каперство — дать разрешение частным судам захватывать танкеры с российской нефтью, а потом продавать ее на аукционах.

Свою идею он попытался обосновать на страницах The Federalist (перевод ИноСМИ).

Читайте также
Титан, марганец, уран, литий: Европа заберет у незалежной чернозёмы, США - всё, что находится под ними Титан, марганец, уран, литий: Европа заберет у незалежной чернозёмы, США — всё, что находится под ними Зеленский под шумок распродал запасы Украины на два поколения вперед

Отставной подполковник напомнил, что в феврале США внесли в черный список 14 российских танкеров государственной компании «Совкомфлот». Но никаких сведений об арестах российских судов за нарушение санкций так и не поступало.

То есть, «санкции провозглашаются, но не соблюдаются должным образом, и это подрывают авторитет США — а заодно и сдерживание», посетовал мистер Девор.

И продолжил негодовать: только в декабре прошлого года из российских портов вышло 196 танкеров с сырой нефтью под флагами Панамы, Габона и Либерии.

При этом у европейских берегов их часто сопровождают российские военные корабли. Затем они «затемняются» — отключают свои транспондеры и перекачивают нефть на танкеры других стран по схеме «борт-о-борт».

Для борьбы с «флотом-призраком» он предлагает использовать каперов. Такой подход, по его мнению, «будет опираться на исторический прецедент и правовую базу и усилит стратегическую гибкость США — особенно в сочетании с политикой, направленной на укрепление энергетического господства Америки».

Каперы — это, по сути, те же пираты, только работающие на государство и грабящие исключительно суда вражеской державы.

Но в истории США, как указывает автор, они сыграли значительную роль. Особенно во время войны за независимость и англо-американской войны 1812 года, когда «перерезали британские линии снабжения и захватывали ценные трофеи».

В 1856 году европейские страны приняли Парижскую декларацию, запретившую морское пиратство. Однако США договор не ратифицировали.

Более того, как утверждает экс-подполковник Девор, до сих пор «Конституция США прямо предоставляет Конгрессу право выдавать каперские грамоты (статья I, раздел 8, пункт 11), обеспечивая для этого должную правовую основу». А значит, эта мера «легитимна и подкреплена законодательством».

Лучше всего, считает он, для выполнения каперских задач подходят частные военные подрядчики. Опять же, получив законные полномочия захватывать суда за нарушение санкций, каперы смогут удерживать конфискованные активы и выставлять контрабандную нефть на аукцион. А это для них финансовый стимул.

Удивительно, конечно, что возродить практику морских разбоев предлагает законодатель — пусть и бывший. С другой стороны, могут ли быть у страны, привыкшей к роли мирового гегемона, другие специалисты по национальным инициативам?

Прокомментировать идею с патентами «на пиратство» «СП» попросила ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова:

— Идея совершенно запредельная, конечно. Потому что в итоге Россия просто будет сопровождать караваны своих танкеров военными кораблями и каперов этих отстреливать.

Во всяком случае, ответная реакция в виде усиления охраны последует точно. Что, в общем, и так присутствует на мировом рынке, в том числе нефтяном.

Если, скажем, суда идут мимо Йемена, то там всегда есть люди с оружием. Мы уже видели кадры, как охрана атакованного хуситами торгового судна уничтожает стрелковым оружием надводные дроны.

А помните, были раньше сомалийские пираты? Так они именно захватывали суда, а не топили их, как сейчас стараются делать йеменские хуситы.

Фактически то же самое предлагает этот американский эксперт. Но, как правило, суда, которые там проходили, потом стали нанимать серьезную боевую охрану, которая в случае опасности сразу же открывала огонь и эти лодки с пиратами расстреливала.

Ответная мера может быть такого же характера. Но главное препятствие для США даже не в этом.

«СП»: В чем же?

— Помимо того, что таким образом нарушаются международные нормы современного морского права, идея эта серьезно вредит самим США. Ведь если подобные инциденты будут происходить, то экспорт из России вообще может сократиться. А Штаты этого не хотят, потому что в таком случае на мировом рынке возникнет дефицит сырья и рост цены.

Рост цены не выгоден США, поскольку это страна нефтеимпортер. Тем более сейчас, при демократах, которые скорее выступают за переработчиков, чем за добытчиков своих. Но, в любом случае, это путь к подорожанию топлива внутри США.

Читайте также
Главной целью ВСУ был прорыв к Курской АЭС Главной целью ВСУ был прорыв к Курской АЭС Ядерный шантаж со стороны Украины — не лучшая идея для спасения киевской власти

А у них политическая культура еще такая, что они связывают четко цену на заправке с успешностью нынешней администрации. Республиканцы, демократы — неважно. Если бензин с дизелем подорожали, значит «вы плохо нами управляете», а это сразу бьет по рейтингу действующей администрации.

Я думаю, это будет главным препятствием. Хотя, в принципе, американские военные корабли подобным занимаются. Если кто-то, например, везет иранскую или венесуэльскую нефть, они могут захватить ее. И точно так же продать потом на аукционе.

«СП»: Есть прецеденты?

— Если не ошибаюсь, в 2022 году был случай, когда они захватили иранский танкер, отвели его к себя сначала, пришвартовали, а потом эту нефть продали на аукционе внутри Соединенных Штатов. И оформили это как импорт из Ирана.

Получается, фактически они этот танкер похитили — т.е. занимались де-факто пиратством. А по документам все прошло как импорт. Сами же официально запретили кому-либо покупать иранскую нефть, и сами же ее импортировали таким образом.

Но против России таких санкций нет. Они не вводили запрет на покупку российской нефти кому-либо. Есть запрет на страхование и перевозку сырья морским транспортом, если цена превышает при погрузке на танкер 60 долларов за баррель.

Если они попытаются военными судами эти танкеры перехватывать, то Россия, соответственно, какой-то период будет сокращать экспорт — по крайней мере, пока наладят конвои, какую-то военную охрану и проч. А значит, цены на рынке поднимутся, и сами же США пострадают.

«СП»: Тут еще вопрос, сколько же этих каперов надо, если только в декабре из наших портов вышло почти 200 танкеров?

 — Особенность еще в том, что право собственности может передаваться даже при погрузке. Поэтому ни танкер, который вышел из российского порта, ни нефть, которую он везет, они не принадлежат каким-то российским компаниям. Они принадлежат, как правило, международным трейдерам.

Бывает даже наши компании регистрируют этого трейдера где-то в мировой юрисдикции, в офшоре, продают как бы сырье своему трейдеру. Но формально это уже не российская нефть.

И как каперы эти будут отслеживать происхождение нефти — российская она или уже нет? А если где-то ее перемешали, как сейчас часто бывает — в море танкер «борт-о-борт»? Такую нефть можно захватывать? Вот все эти аспекты, конечно, они неясны.

В общем, все это дикость. Не возврат в Средневековье, но близко к тому. Они сейчас таким образом дойдут до того, что и инквизицию возродят. Скажем, если у тебя не солнечная панель, а ты топишь печку, то тебя надо сжечь, потому что ты еретик. Скоро, видимо, и до этого дойдет — будет у них некая энергетическая инквизиция.


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Сергей Токарев

Cекретарь Липецкого обкома КПРФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня