Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Коридорные ссоры» Закавказья может решить только Россия

Иногда кажется, что МИД РФ внимательно прислушивается к азербайджанскому лобби

3266
На фото: участник протестной акции и сотрудники правоохранительных органов на армянско-азербайджанской границе, Сюникская область, Армения.
На фото: участник протестной акции и сотрудники правоохранительных органов на армянско-азербайджанской границе, Сюникская область, Армения. (Фото: Александр Патрин/ТАСС)

Конфликты из-за пользования коридорами были неотъемлемыми элементами жизни советских коммуналок. Кто должен контролировать и убирать в коридоре? Пускать ли в коридор детей, гостей и домашних животных? Эти конфликты отравляли жизнь людей, пока они не переселились в отдельные, независимые друг от друга квартиры.

А вот коридорные разборки великих держав приводили к куда более страшным трагедиям. Так, в 1919 году на Версальской конференции западные союзники ухитрились разделить «польским коридором» Германию на две части — основную территорию и Восточную Пруссию.

Коридор шириной от 30 до 60 км был передан Польше. Таким образом, чтобы проехать из Кёнигсберга в Берлин, нужно было проходить полицейский и таможенный контроль, а заодно платить солидную сумму в валюте. А через 30 км — опять пограничники, опять таможня.

Западные и отечественные служивые историки утверждают, что население оного коридора на 70 процентов составляли поляки. Это — игра в напёрстки.

Читайте также
Ростислав Ищенко: Перерисовывать карту Украины пока рано – во всяком случае публично Ростислав Ищенко: Перерисовывать карту Украины пока рано — во всяком случае публично Насколько Россия должна быть готова к будущей «украинизации»

В поляки зачисляли кашубов, а ещё украинский историк и лингвист Пантелеймон Кулиш (1819−1897) утверждал, что язык поляков отличается от языка кашубов куда больше, чем русский язык от галицийской мовы. В 1945 году это подтвердили и сами поляки, депортируя с захваченных территорий кашубов в Германию вместе с немцами.

В 1930-х годах Германия требовала от Польши предоставить ей экстерриториальный коридор с железной дорогой и автострадой для прямой связи с Восточной Пруссией. Поляки отказались, и всё больше повышали плату за транзит. Дело привело к войне между Польшей и Германией, в которую 3 сентября 1939 года вмешались Англия и Франция. Так началась Вторая мировая война.

В 1920-х годах большевики создали коридор между Азербайджаном и Нахичеванской областью, на территории которой проживало 70% мусульман и 30% армян. Позже большинство армян были выдавлены из Нахичеванской области. Сюникский (он же Зангезурский) коридор шириной около 45 км проходил по территории Армении недалеко от границы с Ираном.

В 1941 году через Сюникский коридор вдоль границы с Ираном по реке Аракс проложили 126-километровую железную дорогу Джульфа — Минджевань. Никакого пограничного или таможенного контроля в коридоре не было, равно как и на других границах советских республик. Пассажирский поезд № 657/658 Баку — Ереван шёл без остановок, а один из его вагонов отправлялся в Нахичевань.

В 1992 году из-за конфликта между Арменией и Азербайджаном армяне заблокировали коридор. В результате уже 32 года Нахичеванская Автономная республика имеет связь с Азербайджаном только по воздуху. Есть, правда, и обходная шоссейная дорога длиной около 600 км, через Иран.

И вот сейчас Азербайджан и Турция ультимативно требуют от Армении создания экстерриториального коридора в Сюникской области. О чём речь? Азербайджанские поезда и автомобили будут двигаться по Зангезурскому коридору, как по части Азербайджана — без паспортного, таможенного и других видов контроля.

В свою очередь Баку предлагает Еревану пропускать через Азербайджан в Россию армянские грузы по азербайджанской железной дороге, но с таможенным и прочими видами контроля, сборами и т. д.

Следует отметить, что Баку считает своими границами не границы Азербайджанской ССР 1991 года, а границы Азербайджанской демократической республики 1920 года.

Площадь Азербайджана в границах 1920 года составляет 113,8 тыс. кв. км, а в границах 1991 года — 86,6 кв. км. То есть 27,2 тыс. кв. км, по мнению Баку, незаконно заняты Арменией. В число этих 27,2 тыс. кв. км входит и Зангезурский коридор. Соответственно, армянские политики и историки считают границы 1920 года выдумкой азербайджанских националистов.

Понятно, что создание экстерриториального коридора станет крупным политическим успехом президента Азербайджана Алиева и его сторонников. Но почему за коридор так рьяно борется Турция?

Интернет полон заголовками статей типа «Нахичевань — это Азербайджан или уже Турция?» И действительно, Нахичевань подключена к энергетической системе Турции. Область заполонили турецкие фирмы. Большинство местных мужчин работают в Турции.

В 2017 году Нахичевань и Турция заключили соглашение о зоне свободной торговли. Любопытна разница в ценах: в Нахичеванской области мясо примерно в 2 раза, а фрукты — в 3 раза дешевле, чем в Азербайджане.

Понятно, что в случае создания экстерриториального коридора зависимость Нахичевани от Турции существенно ослабнет. Тогда какой резон Анкаре лезть воевать за коридор? Турки готовы пойти на экономические потери в Нахичевани ради прорыва в Азербайджан, на Каспий и далее в мусульманские страны Средней Азии.

Правда, Турция в октябре 2017 года получила обходной путь на Каспий в виде железной дороги Баку — Тбилиси — Карс. Однако, с этой железной дорогой есть проблемы, а главное — нестабильность в Грузии может сказаться на амбициозных планах Анкары к прорыву на Каспий. А Зангезурский коридор даёт короткий путь из Турции в Азербайджан — и далее.

На фото: вид на село Корнидзор, Сюникская область, Армения.
На фото: вид на село Корнидзор, Сюникская область, Армения. (Фото: Александр Патрин/ТАСС)

Армянская общественность полагает, что создание этого экстерриториального коридора может привести к отпадению от Армении Сюникской области.

Дело в том, что в крошечной Сюникской области находятся почти 7% мировых запасов молибдена, большие запасы железа, меди, золота. А запасы урана сопоставимы с запасами во всей РФ.

На фото: участники протестной акции на армянско-азербайджанской границе, Сюникская область, Армения.
На фото: участники протестной акции на армянско-азербайджанской границе, Сюникская область, Армения. (Фото: Александр Патрин/ТАСС)

Есть и ещё одна серьёзная проблема. Сюникский коридор в ряде мест проходит в нескольких километрах, а где-то и в 100−200 метрах от иранской границы.

В Тегеране чётко и недвусмысленно заявили, что не потерпят никаких изменений в Сюникской области. А пилюлю подсластили предложением проложить железную дорогу Баку -Джульфа — Нахичевань через Иран.

На фото: вид на Сюникскую область Армении.
На фото: вид на Сюникскую область Армении. (Фото: Александр Патрин/ТАСС)

Есть ли выход из коридорной проблемы? Можно разблокировать Зангезурский коридор, но с полным сохранением над ним суверенитета Армении, то есть с паспортным, таможенным и иными досмотрами. Заодно введя запрет на перевозку всяких военных грузов из Турции в Азербайджан.

А чтобы избежать любых конфликтов между армянами и азербайджанцами, контроль над коридором могут взять на себя российские пограничники. Кстати, ранее, по крайней мере, на словах, Баку согласился в этим.

На фото: сотрудник правоохранительных органов на армянско-азербайджанской границе, Сюникская область, Армения.
На фото: сотрудник правоохранительных органов на армянско-азербайджанской границе, Сюникская область, Армения. (Фото: Александр Патрин/ТАСС)

Целесообразно связать соглашение о разблокировании коридора с обещанием Азербайджана не создавать на своей территории иностранных военных баз. Кстати, в 2005 году Турция и Иран заключили соглашение о запрете строительства иностранных военных баз без взаимного согласия.

Увы, на мой взгляд, сейчас позиция МИД РФ не совсем определённая. Не исключаю, что на неё оказывают влияние люди, связанные с Азербайджаном.

Читайте также
Мир на Украине пройдет по 38 параллели. Он всегда там проходит Мир на Украине пройдет по 38 параллели. Он всегда там проходит На переговорах стоит помнить, как до сих пор не закончилась война 1953 года

То, что это не беспочвенно, подтверждает позиция российских политиков по коридору «Север — Юг», то есть из России в Иран. Два века экономические связи между Ираном и Россией поддерживались только морским путём. Вспомним, как в 1941—1945 годах Каспийский флот успешно справился с потоком грузов по ленд-лизу.

Что же касается железных дорог в Закавказье и Туркестане, то царские и советские генералы строили их ради обеспечения действий своих сухопутных войск и уже потом — в коммерческих целях.

Однако по непонятным причинам в РФ отдаётся предпочтение железнодорожному маршруту из России в Иран через Азербайджан. Железная дорога Баку — Астара (Азербайджанская) — не электрифицированная однопутка, колея раздолбана, вагоны изготовлены в ГДР в 1970-х годах.

Дорога не соединена с сетью иранских железных дорог, разрыв около 200 км. Иран обещает построить там железную дорогу. Но когда?

Отношения Азербайджана с РФ и Ираном несколько раз менялись. Если главным маршрутом транспортного коридора «Север — Юг» будет железная дорога через Азербайджан, то при любом конфликте Баку с Москвой или Тегераном транспортный коридор накроется медным тазом. Что же касается Каспийского моря, то военно-морские силы РФ и Ирана полностью его контролируют.

А при необходимости Москва и Тегеран могут увеличить свои флотилии на Каспии в разы за счёт переброски кораблей и самолётов с других морей.

Любопытный момент. Западные СМИ регулярно публикуют карты Каспийского моря, на которых отмечены десятки судов с военными грузами, идущих из Ирана в Россию. Причём, транспордеры на оных судах выключены. США и Англия наложили санкции на десятки российских судов, которые якобы перевозят военные грузы через Каспий.

Но почему-то западные политики и журналисты ни разу не помянули о перевозке хотя бы одного снаряда или старой берданки по железным дорогам через Азербайджан или Туркестан?

И, тем не менее, в России есть много людей, ратующих за то, чтобы основной маршрут транспортного коридора «Север — Юг» прошёл через Азербайджан. Кто? Почему? Зачем?

Последние новости
Цитаты
Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня