Грузия собирается провести люстрацию бывших членов КПСС и сотрудников советских спецслужб. Соответствующий законопроект, который получил название «Хартия свободы», депутаты грузинского парламента планируют принять на ближайшем заседании. Хартия, в частности, оговаривает превентивные меры для распространения противодействия коммунистической и фашистской идеологии, предусматривает установление должностных ограничений для бывших сотрудников спецслужб СССР, а также бывших высших должностных лиц компартии и комсомола.
Эти люди не смогут работать в представительских или исполнительных органах, Совете безопасности, кабинете министров, занимать должности председателей департаментов, в администрации президента, аппарате парламента, правительственной канцелярии, регулирующих комиссиях. Для этой категории действуют ограничения для работы в министерствах обороны и внутренних дел, оперативных подразделениях в звании вице-полковника и выше. Они также не могут занимать должности судей, руководителей высших учебных заведений, проректоров, деканов и заведующих кафедрой. Также им запрещается работать в руководстве Общественного телевидения и быть членом регулирующего совета Общественного вещателя.
Согласно Хартии, в Грузии не должно быть памятников, скульптур, барельефов и картин с советской символикой в общественных местах, а также должны быть изменены те названия улиц, сел и городов, которые напоминают о советском прошлом. Решение о том, какая символика останется, а какая будет перенесена в Музей оккупации, будет решать специальная комиссия специалистов и историков.
Мы попросили оценить инициативу Грузии экспертов «Свободной прессы».
Антон Антонов-Овсеенко, директор Государственного музея истории ГУЛАГа:
— Принимать решение о люстрации в категорической форме очень трудно. Даже если делать это по примеру Германии, где давно уже отказали, допустим, всем членам гитлеровской партии в праве занимать государственные и преподавательские должности. Потому что из 16−20 миллионов членов КПСС в советские времена многие были вынуждены вступать в партию. Членство в партии было эквивалентом второй хлебной карточке. Я встречал таких партийцев и среди грузин, когда жил в Грузии после лагерей, в 1950-е годы. Человека зачастую выдвигали на какую-то должность, и выяснялось, что он — не член партии. Одному моему другу в Сухуми в такой ситуации сказали: ты чего же в партию не вступил, мы тебя хотели назначить директором филармонии! Тот же Игорь Моисеев (легендарный хореограф, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца, народный артист СССР, — «СП») жаловался, что к нему несколько раз приставали, вызывали в райком партии: ты у нас везде и всюду, у Сталина на виду, и до сих пор не в партии?! Моисеев отказался от партбилета. Но только единицы могли себе такое позволить. Поэтому в категорической форме воспринимать идею люстрации лично мне трудно.
Что касается непосредственных палачей, которые работали в системе НКВД-МГБ, МВД и так далее, которые уничтожали людей — это другое дело. Охранники и палачи достойны не только люстрации, но и казни: вы там работали, а могли не работать. Что же касается инициатив Саакашвили — большего мракобеса я в жизни не встречал…
Владимир Прибыловский, президент Информационно-исследовательского центра «Панорама»:
— В России осовным сторонником люстрации была покойная Галина Старовойтова. Она собиралась ограничить карьеру бывших высокопосталенных коммунистов на неизбираемых государственных постах, но так чтобы выборных должностей это не касалось. Предложения Старовойтовой были, в значительной степени, аналогичны законам, которые приняты в Чехии при Вацлаве Гавеле.
В случае Грузии, думаю, это инициатива Михаила Саакашвили и его партии. Кстати, при принятии Хартии в правах будут поражены и некоторые близкие родственники грузинского президента. Его родной дядя Темур Аласания формально считается дипломатом, но вообще-то он был сотрудником КГБ.
«СП»: — Почему о люстрации заговорили именно сейчас?
— Когда Саакашвили пришел к власти, он делал ставку на борьбу с Россией, и подобные инициативы, вероятно, нашли бы поддержку а грузинском парламенте. Но тогда о люстрации не вспоминали. Причину нынешнего обострения, на мой взгляд, следует искать в личных отношениях Михаила Саакашвили и российского премьера Владимира Путина, который фактически продолжает править Россией, и контролировать ее внешнюю политику. Эти отношения носят характер личной вражды. Можно вспомнить, что Путин единственный раз проявил этническую ксенофобию в отношении именно Грузин, против которых была в 2006 году целая кампания по депортации из России. Фактически, со стороны Саакашвили люстрация — это вендетта.
Моя личная точка зрения — России и Грузии не стоит враждовать. Люстрация, конечно, внутреннее дело грузинской стороны, но делается это с явным антироссийским акцентом.
«СП»: — На ваш взгляд, люстрация членов КПСС и сотрудников советских спецслужб — это справедливая мера?
— В отношении России теперь уже поздно об этом говорить, но думаю, что сразу после августа 1991 года некоторые ограничения для высокопоставленных деятелей советского режима были бы уместны. В Чехии, на мой взгляд, удалось соблюсти баланс между правами человека, в том числе бывших деятелей компартии, и желанием наказать виновных, обеспечить демократические преобразования. Но грузины — народ горячий. Думаю, они палку перегнут, а может, уже перегнули.
Что касается объявления советского периода истории Грузии «оккупацией», то может быть это справедливо — но только если не забывать, что «оккупирована» была не только Грузия, но и Россия, и «оккупационный режим» был не русский, а вполне интернациональный - достаточно вспомнить о тех же Сталине и Берии…
Сергей Обухов, секретарь ЦК КПРФ:
— Это очередная русофобская акция. Администрация Саакашвили пытается доказать своим западным хозяевам, что является авангардом в борьбе с политическими интересами России на Кавказе. Ничего нового в этом нет. Что ж, тем печальнее будет конец этого режима — придется создавать международный трибунал для оценки профашистских, по сути, действий грузинских властей. История нас рассудит. В данном случае, Саакашвили ставит под сомнение саму возможность существования грузинской государственности. Грузия, как субъект международного права — продукт советской эпохи. Как единый субъект, как государство на карте мира, она была создана Сталиным и Советским Союзом.
Из досье «СП»
Люстра́ция (от лат. lustratio — очищения посредством жертвоприношений) — политическая практика, состоящая в законодательном ограничении прав некоторых категорий лиц (выделяемых по профессиональным, партийным, религиозным или иным признакам) на занятие государственных должностей, профессиональную практику или неприкосновенность личной жизни (допускается публичное распространение любой информации о происхождении, деталях биографии и т. п).
Чехия
Здесь в 1991 году был принят «Закон о незаконности коммунистического режима», в котором, в частности, говорилось: «Коммунистическая партия Чехословакии, её руководство и члены несут ответственность за методы осуществления власти в период 1948—1989 гг., а именно за программное уничтожение традиционных ценностей европейской цивилизации, за сознательное нарушение прав и свобод человека, за моральный и экономический спад, который сопровождался судебными преступлениями и террором против носителей других взглядов, за подмену существовавшей экономики директивным управлением, уничтожение традиционного права на собственность, злоупотребление воспитанием, образованием, наукой и культурой ради политических и идеологических целей, безжалостное уничтожение природы… Коммунистическая партия Чехословакии была организацией преступной и достойной осуждения, также как и другие организации, основанные на её идеологии, деятельность которых была направлена на лишение людей их прав и на удушение демократии».
Под действие закона попали 140 000 лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом в 1948—1989 годах. Кадровые сотрудники и тайные агенты спецслужб, сотрудники партийного аппарата КПЧ, «политически руководившие» госбезопасностью, лишались на 5 лет права занимать ответственные посты в государственных органах, если специальная комиссия могла доказать их вину.
По закону на проверку отводилось два месяца, но иногда проверка затягивалась надолго. Уличённых в нежелательных контактах немедленно увольняли из госструктур.
В 1996 году граждане Чехии получили право знакомиться с досье спецслужб, заведёнными на них. В то же время вопросы прохождения люстрации стали активно использоваться в политической борьбе за определённые государственные посты. Нашли даже материалы допроса Вацлава Гавела, в результате которого сотрудник госбезопасности сделал вывод, что Гавела можно рассматривать как «возможного кандидата на сотрудничество».
Вацлав Гавел пытался наложить вето на продление Закона о декоммунизации до 2000 года (его действие заканчивалось в 1996 году), но парламент преодолел вето, и теперь он стал бессрочным.
Германия
По Закону о документации Министерства государственной безопасности ГДР, принятому в 1991 году, все граждане Восточной Германии получили доступ к своим досье. Одновременно в договор об объединении Германий был включён пункт о том, что служащие государственных учреждений и судьи должны повторно подать заявления о приеме на работу. Все архивы были переданы так называемой комиссии Гаука — по имени пастора из Ростока, бывшего диссидента, которому доверили управлять доступом к документам. Его ведомство насчитывало несколько тысяч сотрудников, причём вначале эту работу поручали лишь западным немцам. Государственные органы получили право запрашивать из архива информацию о каждом новом соискателе места. Если отыскивалась информация, что претендент на должность сотрудничал с секретной службой, его увольняли.
Хотя предполагалось, что за архивами будет вестись строгий надзор, некоторые списки агентов всё же появились в прессе — а в наши дни — в Интернете, что привело к увольнениям из частных компаний и публичной травле. Власти ФРГ использовали архивы «Штази» для дискредитации восточногерманских политиков — например, лидера Партии демократического социализма (бывшей СЕПГ) Грегора Гизи.