Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Санкции
19 декабря 2024 21:00

«Теневой флот» России: Чухонские пираты грезят абордажем — так пусть попробуют

По большому счету танкер в мирное время неуязвим, надо только быть готовым его защитить

8080
«Теневой флот» России: Чухонские пираты грезят абордажем – так пусть попробуют
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС, архив

Катастрофа двух танкеров в Керченском проливе стала поводом для новых претензий Запада к «теневому» танкерному флоту, перевозящему российскую нефть.

Что такое «теневой флот»? В него входят суда, ходящие под удобным флагом. А «удобный флаг» — экономико-правовой термин, означающий совокупность услуг, предоставляемых правительством страны нерезидентам при регистрации судна.

Судовладельцы, поднимая «удобный флаг», платят меньше налоги, от них не требуют соблюдения строгих правил трудового законодательства и т. д. Предоставление «удобного флага» служит важным источником дохода для небольших и бедных стран.

В 2005 году наибольшее число судов под «удобными флагами» было зарегистрировано: в Панаме — 4688, Либерии — 1460, на Мальте — 1105, Багамских островах — 1070, Кипре — 782 и в Сингапуре — 277.

Читайте также

Больше всего российских судов было зарегистрировано под «удобным флагом» в Либерии (65), Мальте (60), Кипре (54), Панаме.

В декабре 2022 года западные страны ввели ценовой потолок на российскую нефть — не выше 60 долларов за баррель. Кстати, западные страховщики начали отказываться от страхования танкеров, перевозящих российскую нефть, ещё до того, как было объявлено о введении лимита. Когда он был введён, им пришлось полностью прекратить страхование, поскольку они связаны законами своих стран.

До введения санкций 90% торговых судов были зарегистрированы в британском Ллойде, а после появилось несколько страховых компаний в малых странах, которые начали страховать «теневой флот».

До введения ценового потолка и других санкций «теневой флот» состоял из нескольких сотен судов, перевозивших санкционные товары в Иран, Венесуэлу и Северную Корею и обратно. Но внезапно Россия оказалась в зависимости от «теневого флота». И многие официально действующие судовладельцы столь же внезапно заинтересовались продажей ей старых судов.

Несмотря на то, что «теневые» суда по определению трудно идентифицировать, в настоящее время их флот оценивается в 17% мировой флотилии нефтяных танкеров.

17 декабря 2024 года на встрече в Таллине пять стран Северной Европы и три балтийских лимитрофа приняли решение о начале проверок страховых документов подозрительных судов, следующих через пролив Ла-Манш, Датские проливы и Финский залив.

Формальным поводом для таких проверок стали используемые Россией танкеры, состояние которых якобы представляет экологическую опасность для окружающей среды Балтики и прибрежной европейской зоны.

17 декабря премьер-министр Эстонии Крисен Михал заявил: «Суда так называемого теневого танкерного флота России будут взяты на абордаж или внесены в санкционный список, если они не предоставят доказательства наличия страховки».

Дожили! Двадцать лет Пётр Великий, разорив Россию, воевал, чтобы прорубить окно в Европу. И вот теперь Эстония собирается брать на абордаж российские суда и суда с российскими грузами. И что на это ответила Москва? Пока ничего.

Страны НАТО взорвали газопроводы в Северном море. В 2023 году украинский БПЛА в Чёрном море подорвал российский танкер «Сиг». 17 декабря 2024 года в Москве убили генерала Игоря Кириллова. Это первый в XXI веке теракт, осуществление которого открыто признало правительство. И на всё в ответ — «стратегическое терпение».

Проверка страховок и других документов в нейтральных водах у торговых судов других государств не предусмотрена морским правом. Если допустить проверку документов судами НАТО у танкеров «теневого флота» на Балтике, то тогда начнётся тотальная проверка судов всех стран во всём мировом океане.

Что делать? Самый тривиальный путь — конвоирование транспортов боевыми кораблями. Это делала ещё Екатерина Великая. Вспомним её знаменитый «Вооружённый нейтралитет».

И вот в конце ноября 2024 года российский корвет «Меркурий» сопровождал танкер «Генерал Скобелев», проходивший Датские проливы. Этот танкер ранее доставлял нефть в Сирию, что запрещено какими-то западными междусобойчиками.

К наши кораблям приклеился германский фрегат F223, следовавший за ними до самого острова Борнхольм. Бортовой вертолёт «Линкс» слишком близко подлетел к нашим кораблям, но был отогнан сигнальными осветительными ракетами.

Но конвоирование слишком дорого. По данным западных СМИ, российские грузы перевозят около тысячи судов с «удобными флагами». И что, к каждому приставлять корвет?

Натовские «пираты XXI века» действуют на уровне мелких уголовников, пытающихся оправдаться прорехами в законодательстве или двусмысленностью законов. Посему надо заставить их выбирать — или применять оружия против танкера, или не мешать его проходу через нейтральные воды.

В случае большой войны фрегат «Северная Вестфалия» может расстрелять танкер из 127-мм пушки «Отобреда». Да у него есть ещё 4 ракеты «Гарпун»! Блеск! А вот во что обойдётся датчанам и прочим разным шведам разлив в проливах 50−100 тысяч тонн сырой нефти?

Читайте также

Надо ли объяснять, что пираты никогда не станут стрелять по гружёному танкеру ни в Датских проливах, ни в Ла-Манше, а уж тем более в Финском заливе.

А почему в России не найдётся директор фирмы «Геркулес» Полыхаев, пообещавший капитану «теневого» танкера, отказавшемуся подчиняться натовским пиратам, полмиллиона долларов в случае стрельбы боевыми выстрелами по курсу танкера, 5 миллионов в случае прямого попадания снаряда в танкер и 10 миллионов в случае тарана танкером пиратского корабля?

Согласно морскому праву, в случае столкновения судов в открытом море виноватым всегда считается более скоростное и манёвренное судно. Обвинять в столкновении капитана танкера — всё равно что обвинять водителя асфальтового катка в наезде на мотоциклиста.

Так что вытеснение путём столкновения бортами, как это периодически бывает у российских и американских боевых кораблей, для задержания танкера неприемлемо.

А как насчёт абордажа — метода Джека Воробья? В варианте танкера — это бред «убогого чухонца». Остаётся десант с одного или двух палубных вертолётов. Иметь пушки на борту торговых судов запрещено морским правом. А мощнейшие пожарные брандспойты капитаны танкеров иметь обязаны.

Известны десятки случаев, когда мощными струями воды команды торговых судов сметали со своих палуб сомалийских пиратов и даже топили их катера. Сильная струя воды по приближающемуся «Линксу» — любо-дорого.

Никто не запрещает иметь на танкере лазеры, от бытовых до специальных. Вон на яхтах Абрамовича и других миллиардеров установлены мощнейшие лазеры. Пилотов «Линкса» ослепят даже школьные лазерные указки.

Морское право не запрещает гражданским судам иметь на борту беспилотники. Достаточно какой-нибудь «Бабе Яге» (сельскохозяйственному дрону) столкнуться с «Линксом», и чего будет?

Итак, в военное время конфликт танкера и фрегата — это конфликт барашка и волка. А вот в мирное время конфликт гружёного танкера с фрегатом или даже крейсером однозначно закончится большими неприятностями для «пирата XXI века». Разумеется, кроме случаев трусости или предательства капитана танкера.

Читайте также

Пора нашим адмиралам зазубрить указ Екатерины Великой: «Нейтральные суда неприкосновенны в мировом океане, какой бы груз они не перевозили». Пиратов надо наказывать даже за мелкие пакости.

Например, за облёт торговых судов на бреющем полёте. Тут в морском праве есть двусмысленность. В ответ следует начать облёты больших круизных судов, идущих в Стокгольм, Хельсинки и др.

Представляете, на высоте 30−40 метров над палубой лайнера пролетит истребитель-бомбардировщик или дрон с ракетами или бомбами под крыльями (хотя бы с макетами). После оного в бассейнах и джакузи лайнера сразу придётся менять воду.

Последуют возмущения общественности и ноты дипломатов? В ответ предложить международные соглашения о том, чтобы летательные аппараты воздерживались от приближения к торговым судам как минимум на морскую милю. Кстати, какие-то соглашения на этот счёт заключались в 1970-х годах между СССР и США.

И, конечно, неплохо б организовать патрулирование Северного моря, Датских проливов и Ла-Манша российскими надводными кораблями и подводными лодками. А если к ним присоединятся китайские и иранские корабли, настроение испортится не только у чухонцев, но и в британском адмиралтействе.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня