
Премьер Владимир Путин решил всерьез взяться за бюрократов. На заседании правительства 9 июня, на котором рассматривались поправки, совершенствующие предоставление госуслуг, премьер признал, что у граждан накопилось немало претензий к органам власти. Разумеется, имелись в виду не политические претензии, а чисто административные.
«Это отказ в приеме документов, формальные отписки, требования принести не относящиеся к делу справки. Многие чиновники продолжают гонять граждан по кругу, — рассказал господин Путин горькую правду коллегам. — Предлагаю ввести административную ответственность для федеральных чиновников за нарушение стандартов порядка предоставления госуслуг. А в дальнейшем распространить эту практику на региональный и муниципальный уровни»…
Итак, персональная ответственность вводится за требование с граждан документов или платы, не предусмотренных административными регламентами. Наказание последует, кроме того, за необоснованный отказ в приеме документов и за нарушение сроков предоставления госуслуг. Наказывать бюрократов будут рублем. Чиновник, который промурыжил вас несколько недель вместо положенных трех дней, прежде чем оформить или зарегистрировать что-то, заплатит штраф от одной до трех тысяч рублей. Если он потребует кипу бумаг, не предусмотренных правилами — взыскание возрастет до 3−5 тысяч.
Жалобы на чиновников решили наделить особым статусом (они станут называться административными), и рассматривать их будут в особом порядке — на заседании специальных комиссий из чиновников и представителей общественности (представительство — 50 на 50). Решение по обращению должно быть принято за 10 дней. Если сроки растянулись и здесь, то ответственного чиновника оштрафуют уже на 10−30 тысяч рублей.
Планируется, что жалобы будут приниматься в письменном виде, по телефону или через Интернет. Расценки на услуги чиновников будут четко расписаны и вывешены на портале Госуслуг и на сайтах организаций.
Если процедуры принятия поправок (Госдума, Совет Федерации, подпись президента) пройдут гладко, новация заработает в нынешнем году.
Сумеет ли премьер победить бюрократизм, рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«СП»: — Алексей Владимирович, что означает инициатива Путина?
— Это сигнал, что проблема стала нетерпимой. Она достигла уровня, когда для ее разрешения приходится прибегать к административным мерам. Просто внутри госслужбы присутствует устойчивое ощущение себя как чего-то самодостаточного, функционирующего абсолютно независимо от граждан. В этой системе граждане представляют собой осложняющий фактор, помеху. Это люди, которые чего-то еще хотят, чего-то еще просят, да еще бесплатно, да еще говорят при этом, что так по закону положено.
Соответственно, идет чиновничья волокита. Так повелось еще с царских времен, потом традиция перешла на советскую государственную службу, сейчас — на госслужбу российскую.
«СП»: — Штрафы наведут порядок?
— Я не уверен, что одними штрафами можно проблему решить. В конце концов, надо выявлять случаи недобросовестной работы чиновников, а значит — создавать еще одну контрольную службу, которая будет работать с обращениями граждан, и следить за бюрократами, чтобы те все делали в срок. А потом, может, придется контролеров над контролерами поставить, потому что контролеры — те же самые госслужащие, со своей повадкой, своим отношением к гражданам. Все это будет неэффективно.
«СП»: — Что же с бюрократизмом делать?
— Ответить, что делать, значительно сложнее, чем критиковать. На самом деле, надо менять психологию госслужащих. Госслужба должна воспринимать население как клиентов, которых нужно как можно быстрее и эффективнее обслужить. Соответственно, критерии, обуславливающие карьеру чиновника и его поощрения (здесь надо применять не только кнут, но и пряник), должны быть напрямую связаны с потребностями граждан.
«СП»: — И как этого достичь?
— Надо развивать гражданское общество, гражданский контроль за госслужбой. Это очень важный фактор. Граждане сами должны оценивать, как им предоставляются услуги. Когда мы останавливаемся в отеле, там часто просят оценить по пятибалльной шкале, насколько хорошо нас обслужили. Нечто подобное, наверное, нужно ввести в сфере госслужбы. Но самое главное — нужно менять коренной подход к госслужбе. Она должна всеми восприниматься как институт, существующий для граждан.
«СП»: — Вы считаете, в России это возможно?
— Это противоречит всему нашему историческому опыту. Но без современной госслужбы о построении нормального государства нечего и думать.
Другое мнение
Владимир Прибыловский, президент Информационно-исследовательского центра «Панорама»:
— Бюрократия существует в любой стране — это необходимый элемент управления. Но бюрократизма все же меньше в демократических обществах. Там главные бюрократы все-таки избираются, и находятся под контролем народа. Через избрание или неизбрание начальников граждане могут показать недовольство всем, в том числе бюрократизмом.
У нас выборов нет, все избирательные кампании — фикция. Соответственно, сменить главных начальников, заставить их повлиять на бюрократическую систему, народ не в состоянии. Поэтому мы, можно сказать, обречены на бюрократизм.
То, что предлагает Путин, внешне выглядит нормально, в демократическом государстве этот механизм работал бы. Но у нас это будет еще одним инструментом межклановой борьбы — и только.