
Президент Дмитрий Медведев за минувшие выходные провел крупнейшую за последние годы кадровую перетряску в верхних эшелонах МВД. Из руководства ведомства он, якобы, вывел людей, близких к премьеру Владимиру Путину, а на их место назначил своих ставленников.
С высоких постов на другие должности переведены: первый замминистра Михаил Суходольский, заместитель по блоку криминальной милиции Евгений Ш
колов и начальник Следственного комитета при МВД Алексей Аничин. Школов и Аничин считались людьми Путина: Аничин был его однокурсником по юрфаку МГУ, а Школов служил одновременно с ним в Германии, в Дрездене. Карьерное восхождение Суходольского также началось благодаря Путину.
Место Аничина в результате ротации досталось руководителю ГУВД по Центральному округу Валерию Кожокарю, а место Школова — министру внутренних дел Башкирии Игорю Алешину. И Кожокарь, и Алешин считаются близкими к Медведеву людьми. Об Алешине в Башкирии поговаривают, что он — дальний родственник президента, хотя подтверждений этому нет. Кожокарь учился с Медведевым на одном курсе юрфака ЛГУ, но они не дружили и были в разных группах. На место Суходольского назначен генерал-лейтенант Александр Горовой. Его считают человеком Александра Хлопонина, полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО).
После выходных Медведев продолжил перестановки в структурах МВД. Во вторник, 14 июня, он назначил генерал-майора Александра Прокопчука начальником Национального центрального бюро Интерпола. Генерал-майор Дмитрий Шаробаров назначен начальником Главного управления на транспорте МВД. Начальником Управления по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации ведомства стал генерал-лейтенант Владимир Горшуков. Генерал-майор полиции Виктор Нилов назначен начальником Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД.
Что стоит за этими перестановками, рассуждают эксперты «Свободной прессы».
Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра «Панорама»:
— Только в одном конкретном случае можно говорить, что однокурсник Дмитрия Медведева сменил однокурсника Владимира Путина на важном посту — замминистра внутренних дел, председателя Следственного комитета МВД. Ушел Алексей Аничин — однокурсник Путина, Путиным же и назначенный. Вместо него должность занял Валерий Кожокарь — однокурсник Медведева.
Кожакарь, конечно, не был близким другом президента, но врагами они не были. Именно при Медведеве карьера Кожокаря ускорилась — президент ему явно протежировал.
На счет Евгения Школова версии расходятся. Одни считают его человеком Путина, и даже говорят, что они вместе служили в Дрездене (насколько я знаю, Школов в Дрездене родился, но вместе с Путиным не служил). Другие утверждают, что Школов стоит ближе к Медведеву, поскольку в свое время работал у него советником.
Можно лишь отметить, что при выборе кандидатур на вакантные места Медведев держится испытанной линии: берет людей из провинции, которые не засветились в скандалах. Часть таких назначений делается по рекомендации — скажем, Александра Горового, скорее всего, взяли по рекомендации Хлопонина. Эти новые люди потенциально и могут стать людьми Медведева — в благодарность за карьерный рост.
«СП»: — Но сейчас эти перестановки усиливают позиции Медведева?
— Непонятно, хочет ли усиливаться сам Медведев. Есть определенные кланы и группы, которые связывают свое будущее, в основном, с действующим президентом. Они слабее пропутинских кланов, но именно в силу слабости им важно, чтобы ключевые посты в правоохранительных органах занимали люди Медведева. Пока, однако, лишь про Следственный комитет при МВД можно говорить, что он попал в руки человека, который связывает свое будущее с Медведевым. Это — небольшой успех кадровой политики промедведевских кругов.
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:
— Эксперты привыкли мерить любые кадровые изменения в параметрах властного тандема. Предполагается, при удобном случае президент Медведев ставит своих людей, и убирает людей премьера Путина. При этом забывается, что властный тандем — реально действующий механизм, и «люди Медведева» зачастую одновременно являются и «людьми Путина». Поэтому сложно говорить, что Медведев реально пытается конкурировать с премьером.
Медведев, да, пытается использовать ситуацию, и усилить группы влияния. Если Медведев покинет пост президента (такую возможность исключать нельзя), он заинтересован остаться человеком, который оказывает влияние на политику и экономические процессы. На этот случай, возможно, президент уже стелет соломку в тех местах, куда планирует упасть.
Кроме того, Медведев, мне кажется, обиделся на милицейское лобби, которое не дало ему реформировать ведомство так, как он себе представлял. Эта обида сейчас выражается в конкретных кадровых перестановках, которые президент увлеченно производит.
Владимир Овчинский, экс-советник председателя Конституционного суда, генерал-майор милиции в отставке:
— Все разговоры о замене в МВД путинских людей на медведевских — полная чепуха. Здесь действуют совершенно другие факторы. Я считаю, замены произошли, потому что в ходе реформы МВД в ведомстве возник конфликт по организационной структуре между Школовым, Смирным (Александр Смирный — переназначенный Медведевым замминистра МВД, генерал-полковник полиции, — «СП»)и Суходольским. Видимо, руководство страны приняло решение таким образом разрядить обстановку.
Многие считают назначение Суходольского руководителем главного управления МВД по Петербургу и Ленинградской области понижением. Я не считаю. Петербург — один из самых напряженных городов страны, где решаются многие криминальные вопросы. Контролировать ситуацию там не менее сложно, чем быть первым замминистром.
Кое-кого из людей, которые пришли, я неплохо знаю. Например, Алешин так же как и я — выпускник Омской школы милиции. Это очень сильный оперативный работник. Горовой был начальником Ставропольского ГУВД, до этого — начальником Красноярского ГУВД. Как вы знаете, Хлопонин в свое время был губернатором Красноярского края, и когда перешел в СКФО, то пригласил Горового, а теперь, видимо, рекомендовал его на должность замминистра. Все люди, которые знают Горового, говорят, что это очень хороший, цепкий руководитель. Это такой тип службиста, который во всем доходит до мелочей. Оба этих назначения в кругах МВД оцениваются очень позитивно.
Что касается Прокопчука, он был замом Национального центрального бюро Интерпола, и возглавлял контактную группу по взаимодействию с Европолом. Поэтому на новом месте ему не надо долго входить в курс дела: он прекрасно знает работу и Европола, и Интерпола, все потоки информации. Кроме того, его самого хорошо знают в европейской полиции. Это тоже назначение, которое я оцениваю только «плюсом».
Фото: «Александр Миридонов/Коммерсантъ»