Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
16 июня 2011 14:48

Хлопонин возвратит казаков в Дагестан

Полпред президента предложил жаловать их за службу землей на Северном Кавказе

142

Государство намерено поощрять службу казаков, выделяя им земли на льготных условиях, как это делалось в царской России. Об этом заявил в Пятигорске, на выездном заседании совета по делам казачества при президенте РФ полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александр Хлопонин.

«У нас сегодня огромный земельный фонд находится в федеральной собственности. Сегодня Федерация имеет полную возможность этот нераспределенный земельный фонд, который в том числе находится в собственности Министерства обороны, перераспределить также в пользу казачества. И точно так же эти земли можно отдать казачеству, но под конкретные проекты и программы», — пояснил полпред.

Земля казакам дается с одной целью — удерживать славянское население в кавказских регионах. Например, по словам замполпреда в СКФО Юрия Олейникова, в Дагестане представителей славянского населения, среди которых немало казаков, «практически не допустили к выборам в представительные органы власти». «Пришлось столкнуться с гигантским труднопреодолимым противодействием со стороны местных властей, причем в северных районах, где традиционно проживало большое количество славянского населения»,— заявил господин Олейников. По его словам, лишь ценой больших усилий удалось избрать в депутаты пять казаков в Кизляре и по одному в районах, где славянское и казачье население составляло большинство.

Хлопонин призвал бороться с таким положение дел. «Мы как-то равнодушно с вами относимся к этому. В итоге теряем село за селом, а потом не будем знать, как восстановить местные традиции», — заявил полпред, добавив, что, когда селом управляет казачка, «все с иголочки и даже мужики все красивые и непьющие».

Как подчеркнул полпред, на землю смогут рассчитывать только реестровые казаки, то есть те, которые состоят на официальной службе (реестровые казаки). «Наделы стоит выделять казачьему войску. Тогда войско будет нести ответственность перед федеральным центром и властью за то, как используется эта земля», — уточнил чиновник.

Зачем казакам земля, рассуждает атаман Ставропольского окружного казачьего общества Терского казачьего войска Александр Фалько.

«СП»: — Александр Николаевич, что казаки собираются делать с землей?

— Создавать на ней сельхозпредприятия. Еще до обнародования идеи в Пятигорске, Александр Геннадьевич Хлопонин неоднократно говорил, что казакам необходимо брать землю, чтобы самим ее обрабатывать, а на доходы с сельхозпродукции развивать казачьи общества. Самый серьезный вопрос здесь — механизм приобретения угодий. Просто так глава района или глава муниципального образования землю казачьему обществу дать не может — только на общих основаниях, через аукцион.

«СП»: — Хлопонин говорит, земля должна предоставляться на льготной основе. Это значит — бесплатно?

— Это значит, не через аукцион. Потому что на конкурсных торгах надо платить немалые деньги, а их у казаков нет. Хотелось бы, конечно, чтобы земля предоставлялась бесплатно, а если ее будут давать в аренду, чтобы плата была символической.

«СП»: — Землю собираются давать, чтобы удержать славянское население? Откуда сейчас это население уходит?

— Из Северного Дагестана — Кизлярского, Тарумовского районов, из восточных районов Ставропольского края, некоторых районов Северной Осетии.

«СП»: — Почему люди уходят, они на бытовом уровне сталкиваются с угрозами?

— Нет, хотя и это, наверное, присутствует. Главная причина — для славянского населения нет работы, его игнорируют на рынке труда. Атаман Кизлярского особого приграничного округа Терского казачьего войска Николай Спирин приводил как-то пример местного рыбхоза. Сначала он принадлежал казакам, а сейчас казакам туда на работу не пробиться — нынешние хозяева трудоустраивают только соплеменников.

Если казакам дадут землю, у них будут рабочие места. Если в каждом таком хозяйстве будет 4−7 тысяч гектаров земли — это уже нормально. Никто не станет уезжать из местности, где земля принадлежит общине.

«СП»: — Это будут казачьи станицы?

— Да. Такие станицы есть в Сибири, но в Ставрополье это пока только разговоры.

«СП»: — Если бы сейчас вам дали землю, сколько станиц можно было бы организовать?

— Трудно ответить: одна земля не подразумевает создание станицы — нужно строить дома, школы, больницы. Но тут хотя бы начать с нескольких казачьих поселений — к примеру, на административной границе Ставропольского края: в Курском, Нефтекумском, Кировском районах.

«СП»: — Вы встречались с Хлопониным. Как думаете, «земельный вопрос» дойдет до реализации?

— Надеемся, дойдет: Александр Геннадьевич поднимает вопрос о наделении землей казаков не в первый раз.

«СП»: — Казаки будут жить, как в царские времена?

— В царское время у казаков были войсковые земли — десятки тысяч гектаров в том же Терской области и на Кубани. Войско их распределяло: либо общине, либо казакам в личное пользование. Земель было очень много — как можно это сравнивать с нынешним положением? Терскую область тогда заселяли несколько миллионов казаков. Сейчас там казаков практически не осталось — в Чечне, Ингушетии, Дагестане. Слава Богу, они есть в Кизлярском и Тарумовском районах. Но и там казачье, славянское население неуклонно уменьшается…

Другое мнение

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:

— Идея Хлопонина о наделении казаков землей здравая. Казаки традиционно населяли этот регион, были опорой российской власти. Более того, они имели богатые традиции земледелия. В любой момент их могли призвать на военную службу, земледелец становился хорунжим или есаулом — и шел на войну.

Но в идее Хлопонина есть проблема. Она вовсе не в восстановлении сословности, в чем упрекают сейчас полпреда его критики, а в самих нынешних казаках.

Напомню, казачество сложилось за счет того, что государство оказалось достаточно гибким, и адаптировало людей, бежавших от крепостного права. Они бежали на юг и восток, и государству нужно было что-то с этим делать. Или организовывать военные походы и закрепощать их — с массой издержек и сомнительным результатом. Или адаптировать этот сложившийся слой людей, с их обычаями и военной демократией — минимально вмешиваться в их внутренние решения, сохранить их уклад, а взамен потребовать политической лояльности и военной службы.

Это второй вариант сработал, но не идеально. Казачки время от времени бунтовали — достаточно вспомнить крестьянские войны, которых на Руси было четыре. Кроме того, казаки очень неоднозначно повели себя в 1917-м году. Они, считавшиеся консервативной опорой монархии, отказались подавлять восстание в Петрограде, что в немалой степени способствовало свержению самодержавия. Затем казаки играли сложную роль и в Белом движении. Они не очень хотели подчиняться дисциплине, не хотели покидать свои регионы и идти освобождать Москву. С ними было много проблем и у Деникина, и у Врангеля.

Тем не менее, казачество тогда было живым организмом. Это не была кем-то изначально придуманная, выстроенная сверху конструкция. Сейчас ситуация другая. После расказачивания при советской власти многие традиции ушли. Во время Второй мировой их пытались восстанавливать: слово «казак» перестало быть ругательным, наоборот, подчеркивался их патриотизм и востребованность. Но самоуправленческий дух казачества так и не вернулся. Такие же попытки были сделаны в начале 1990-х. В итоге получилось, что казачество формально восстановили — форму, традиции, чины. Но внутри это уже что-то иное. Тот феномен казачества, который был в царской России, восстановить в чистом виде, наверное, уже нельзя.

Эти нынешние традиции являются внешними. Поэтому можно дать казакам землю, можно пытаться удержать на ней. Но все равно, это люди XX века. Казаки были сильны коллективистской психологией, тем, что воспринимали себя как общество. Сейчас же люди выстраивают индивидуалистичные жизненные стратегии. Если для царского казака общность была всем, ему было крайне трудно психологически идти против общества, для современного человека главным является он сам и его семья. Думаю, те функции, которое выполняло казачество при царе, нынешнее казачество вряд ли осилит.

terkv.ru

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня